11.02.2009 16:30
    Поделиться

    В Петербурге подвел свои итоги фестиваль "Пять вечеров" им А. Володина

    Почему в Петербурге одновременно вручают две "володинских" премии?

    10 февраля в Петербурге завершился V Всероссийский театральный фестиваль "Пять вечеров" имени Александра Володина.

    Утром все участники фестиваля отправились на могилу драматурга в Комарово, а вечером собрались в Театре имени Ленсовета. Последней точкой в череде "жизненных" володинских спектаклей стал "Я скучаю по тебе!" петербургского режиссера Галины Бызгу. Это совместная постановка фестиваля и Самарского театра-центра юного зрителя "СамАрт". Зрителей, среди которых было немало актеров и режиссеров, людей театра, покорила актриса Роза Хайруллина. Ей долго аплодировали стоя и кричали "браво!", и столько добрых слов наговорили коллеги… "Это очень хороший подарок для Александра Моисеевича. Я уверена, что он сидел бы в счастливом изумлении", - сказала актриса Эра Зиганшина.

    Затем вынесли огромный торт с пятью большими красными свечами и 90 - маленькими. Первую свечу зажгла Алиса Фрейндлих, председатель оргкомитета фестиваля, когда-то царствовавшая на сцене этого театра в ставших уже легендарными спектаклях Игоря Владимирова. 

    Рассказывают, что Александр Володин однажды кому-то пожаловался, что у него никогда не было большого именинного торта… В этот вечер он был, и вокруг собрались Эра Зиганшина, Роман Громадский, Семен Стругачев, Евгений Дятлов, Александр Баргман. Вспоминали разные смешные "володинские" эпизоды. Пели под гитару "веселенькое", что пришлось бы по душе виновнику торжества. Он непременно подхватил бы припев: "Штопор есть наверняка у проводника!" Но все рекорды по воспоминаниям побила Зинаида Шарко. У нее оказалось больше всех уморительных, удивительных историй "про Сашу". 

    В этот же вечер Алиса Фрейндлих вручила премию фестиваля "Пять вечеров" Зинаиде Шарко. Остальные награды отправятся в Москву: в Петербург не смогли приехать Людмила Гурченко, Станислав Любшин и Лилия Толмачева. 

    Однако не обошлось без коллизии: фактически в Петербурге существуют две премии им. А. Володина. Премию с таким названием в 2004 году учредил издатель Николай Якимчук, выпустивший семь книг драматургического классика. Накануне в Петербурге прошел вечер памяти Володина, на котором эти премии были вручены Ларисе Малеванной и Нателе Товстоноговой. Другая премия является призом фестиваля им. А. Володина, который никакого отношения к Якимчуку не имеет. Выходит, параллельно существуют две премии с одним названием? Корреспондент "РГ" обратился за разъяснениями к учредителям наград:

    Марина Дмитревская, арт-директор фестиваля "Пять вечеров", театральный критик: 

    - Изначально мы решили, что на нашем фестивале никто не будет "надувать щек", присуждать какие-то места, премии. Но в первый же год к нам пришел Николай Якимчук, сообщил, что учредил премию имени Володина и предложил вписаться с ней в наш фестиваль. Вместе с символом - скульптурой Пастернака, любимого поэта Александра Моисеевича. И тогда мы вместе вручили премию драматургу Ивану Вырыпаеву. Шли годы, и Якимчук больше не появлялся в нашем пространстве. А фестиваль жил, наращивал авторитет, зрительские аудитории. В этом году наш директор Виктор Рыжаков сказал, что поскольку фестиваль укрепился, стал общероссийским, странно, что мы не присуждаем свою премию "Пять вечеров" - не спектаклям, а первым исполнителям пьес Володина, выдающимся личностям. Мне идея премии не очень близка, но мы все решаем коллегиально. И поскольку Резо Габриадзе три года назад сделал замечательную володинскую скульптуру (и мы вручали ее театрам), а теперь художник приготовил еще несколько фигурок, предложение Рыжакова, совпавшее с 50-летием пьесы "Пять вечеров", пришлось кстати. Поэтому нынче ее получают первые исполнители именно этого произведения. 

    Хочется, чтобы выдающаяся работа Резо Габриадзе жила как можно в большем количестве домов. Чтобы стоял Александр Моисеевич, бронзовый, а люди с ним жили, существовали. Пусть Николай Якимчук вручает свою премию… 

    Мне грустно, что в лучах володинской славы хотят греться разные люди, между собой разобщенные. На самом деле, мы хотели бы сотрудничать со всеми, мы не вступаем в конкурентную борьбу. Фестиваль - это огромная работа, надо найти деньги, чтобы привезти в Петербург театры со всей страны. А премия - это дело сопутствующее. 

    Наверное, у каждого свой путь - к Володину, с Володиным, параллельно ему. Я не люблю, когда какие-то театры превращают его вещи - письменный стол или пишущую машинку - в музей, и на памяти Володина строят свою репутацию. Мы этого не делаем, мы хотим, чтобы его пьесы ставило новое поколение. Мы привозим сюда театры, чтобы люди ходили по нашему городу, дышали этим воздухом, побывали на Восстания, 22 и на Большой Пушкарской, 44, увидели на вечере Фрейндлих, Шарко. У нас другие задачи, просветительские, этические: чтобы все участники были накормлены и никто из зрителей не остался за дверями. Самая большая драма для меня - то, что многие люди не могут попасть на спектакли. Этого на володинском фестивале быть не должно. 

    Николай Якимчук, писатель, лауреат премии "Ника", главный редактор журнала "Петрополь": 

    - В 2004 году в память об Александре Володине старинные друзья и коллеги, его ближний круг, стали соучредителями премии его имени. Это писатели Валерий Попов, Илья Штемлер, режиссер театра "Остров" Александр Болонин, народный артист России Иван Краско. Видимо, мы все хотим греться в лучах володинской славы. Это смешно и нелепо, поскольку каждый из нас имел свои доверительные отношения с Володиным еще в те годы, когда Дмитревской даже не было на горизонте. Скажем, я написал совместную книгу с Вячеславом Бутусовым - греюсь в лучах, издал книгу стихов и песен Юрия Шевчука - опять греюсь, выпустил книгу Ионеско в переводах Сергея Юрского - снова тот же процесс. 

    Валерий Попов, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга: 

    - Думаю, что любовь к Александру Моисеевичу слишком велика. Его любили очень многие, его обаяния хватало на всех. Когда он ушел из жизни, его поклонники стали разбиваться на группы, на островки, и кто прав, кто "виноват" - не знаю. У каждого своя правда. Он любил и тех, и других. Теперь они делят его любовь.  Володина любят, а друг друга - нет. Так бывает. Очень жаль, что его почитатели разделились на два лагеря. Это не в его характере, не в его щедром духе. Когда одна группа  талантливо ставит володинские спектакли и всеми силами самоотверженно пропагандирует его, а другая, пусть тоже талантливая, яростно игнорирует первую группу и даже всячески "топит" ее - это, прежде всего, против Володина. Видел бы он это - думаю, очень бы страдал. Не для этого он жил и писал. 

    Илья Штемлер, писатель: 

    - С Володиным меня сближали многолетние человеческие отношения, он часто делился со мной не только творческими, но и бытовыми проблемами. Я был последним, кто видел его живым - он умер в больнице. И вся свара вокруг его имени мне чрезвычайно неприятна. Очень жаль, что так происходит. Не пора ли призвать поклонников его творчества к единению, дабы в склоках между собой не пачкать его имя, не очернять друг друга несправедливыми упреками?.. 

    Поделиться