Формирование нового облика Вооруженных сил России депутаты Госдумы обсуждали вчера с министром обороны Анатолием Сердюковым за закрытыми дверями.
Прессу в зал не пустили, трансляцию пленарного заседания прекратили. Решение о таком режиме "правительственного часа" приняли "единороссы", составляющие в Думе абсолютное большинство. Они надеялись на то, что Сердюков "представит откровенную информацию, где стоят сегодня Вооруженные силы и что будут делать". Коммунисты считали, что этот разговор нужно вести открыто, поскольку и скрывать-то вообще уже нечего. "ЦРУ знает больше, чем наш министр обороны", - заявил депутат Николай Коломейцев (КПРФ) и предложил "запросить и перевести доклад ЦРУ конгрессу США хотя бы в части, касающейся России и стратегии США в арктической зоне".
"Давайте не подпитывать раньше времени ЦРУ, это же не игра "Зарница", не пионерский лагерь, - возмутился предложением Коломейцева председатель Комитета ГД по обороне Виктор Заварзин ("Единая Россия"). - Давайте понимать, что есть такая категория "обороноспособность". Но коммунистов неожиданно поддержал их постоянный оппонент - вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский, который напомнил коллегам, что в понедельник депутаты были в минобороны и "в закрытом режиме узнали то, что сегодня уже обсуждают все наши радиотелеканалы, - сколько там арестовано офицеров за коррупцию". "Если министр опять это скажет в закрытом режиме, тогда непонятно, зачем в понедельник собирались, сидели там три часа", - заметил Жириновский.
Однако, по словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, у депутатов к "правительственному часу" еще осталось немало невыясненных вопросов. И прежде всего их интересовало, как на реформировании Вооруженных сил России отражаются последствия мирового кризиса. "Кризисные обстоятельства влияют на все", - считает Виктор Заварзин. В то же время глава Комитета по обороне полностью уверен в том, что на те "силы и средства, которые имеют стратегическое значение для обороноспособности государства", последствия финансового кризиса не повлияют. Впрочем, Заварзин не исключил, что, возможно, потребуется корректировка внутри оборонного бюджета. По его мнению, стратегический курс минобороны правильный. "Мы поддерживаем этот стратегический курс, - подчеркнул Заварзин. - Только единственно, его нужно подкорректировать финансово, и чтоб была очень четко прописана забота об офицерских кадрах".
Разговор министра обороны с депутатами на "закрытом правительственном часе" получился "серьезным и откровенным". Это признал сам Анатолий Сердюков, выйдя к журналистам. "Я рассказал о том, какие сокращения нас ждут, какой будет внутренняя структура Вооруженных сил, - сообщил глава минобороны, - мы переходим на трехзвенную систему: командование округа, оперативное командование и бригада". Были затронуты и вопросы перевооружения. Сердюков пообещал думцам, что военное ведомство постарается "в рамках существующего бюджета удержать весь госзаказ на 2009 год". "Я также проинформировал депутатов о том, какие подходы мы планируем применять при формировании нового облика учебных заведений, - сказал министр. - Достаточно подробно остановились на вопросах медицинского обеспечения и социальных гарантий военнослужащим и увольняемым в запас. Дума поняла наши подходы и в целом одобрила".
Видимо, открыл глава минобороны депутатам и некоторые военные секреты. И Владимир Жириновский догадался, почему все-таки нужно было закрывать "правительственный час": "лишняя информация о Вооруженных силах вредна". Ведь даже не все депутаты, по словам вице-спикера, "ее понимают и могут сдать".
"Хорошая у нас армия, боеспособная, большая, - сделал вывод, послушав Анатолия Сердюкова, Жириновский, - больше и не нужно. Зачем нужны миллионы солдат, которые будут пить, есть и разводить дедовщину?"
А вот лидеру КПРФ Геннадию Зюганову доклад министра не понравился. Зюганов считает, что, прежде чем начинать реформу армии, которая уже назрела и даже перезрела, "надо сформировать доктрину возможной опасности".
Все об армии - в спецпроекте "Силовой блок"