Программа "Нижинский - Павлова Гала" в Московском театре оперетты стал бенефисом Ульяны Лопаткиной и Дмитрия Гуданова.
Сложная конструкция в названии гала-концерта "Нижинский - Павлова Гала" обыгрывала дебют нового дуэта. В него объединились Ульяна Лопаткина и Дмитрий Гуданов. Вообразить союз более эксцентричный было сложно: она - воплощение ответственности и самоконтроля, он - сама импульсивность и эгоцентризм. Но их партнерство воплотило то, о чем целое десятилетие грезили балетоманы: питерская примадонна танцует с московским премьером.
Название концерта наложило на артистов определенные обязательства: программа была сформирована в основном из фрагментов тех балетов, в которых прославились афишные предшественники. По этому случаю Лопаткина вышла в танце со змеей из "Баядерки" - спектакля, с которого феноменально стартовала карьера Павловой и который является знаковым для нее самой, где-то откопала нелепый "Русский танец", приписываемый Фокину, и поставила точку в концерте "Лебедем", гвоздем как любой ее программы, так и предшественницы. Гуданов взял на себя легендарные балеты из репертуара Нижинского "Шопениана" и "Видение розы". Совместными усилиями они представили фрагмент "Шехеразады". Их окружал сонм солистов Большого, Мариинского и Михайловского театров, взявших на себя номера из "Карнавала", "Петрушки" и других спектаклей. Но хореография Фокина отчаянно сопротивляется выдиранию из контекста, оставляя на долю зрителя лишь недоумение - без декораций, театрального света и звуков оркестра она скукоживается, как шагреневая кожа. Спасти отдельные обломки былых красот удалось лишь солисту Большого Андрею Меркурьеву, умеющему быть убедительным в любой хореографии, и фарфоровой петербурженке Евгении Образцовой (она сама оказалась необъявленной бенефицианткой - на ее долю достались идеально соответствующие ее индивидуальности 11-й вальс в "Шопениане" и фрагменты из "Карнавала" и "Петрушки").
Главные герои были вынуждены заочно соперничать с легендарными предшественниками в ролях, которые когда-то возвели просто прекрасных танцовщиков на вершину признания, превратив балет в самое популярное искусство, а Павлову с Нижинским - в настоящих идолов публики. Но ни параллелей, ни перпендикуляров не возникало. Балет Серебряного века был искусством сиюминутных актерских озарений. Лопаткина и Гуданов, в своих лучших партиях транслирующие нерв современной эпохи, принадлежат к артистам рефлексирующим, но интеллектуально-рационального типа. Под любым лейблом они сохраняют собственный узнаваемый стиль. Чтобы сохранить его потомкам, надо не унижать их ненужными сопоставлениями, а помочь им найти собственного Фокина.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"