59-й Берлинский кинофестиваль открылся фильмом Тома Тыквера "Интернэшнл" (картина выйдет в России под названием "Иностранец", хотя в буквальном переводе оно звучит как "Интернационал") со звездами мирового масштаба Клайвом Оуэном и Наоми Уоттс в главных ролях и задал тон всему фестивалю.
"Интернэшнл" рассказывает об Интерполе как новой надежде всех хороших граждан мира на победу в деле борьбы с финансовыми махинаторами и торговцами оружием. Берлинский кинофестиваль представляет неординарные и не вписывающиеся в понятие массового кино премьеры, большая доля из которых - арт-хаус, а посему - пища не столько для развлечения, сколько для ума зрителя.
Семнадцать фильмов основного конкурса, четырнадцать из которых - мировые премьеры.
Во-первых, "Ярость" британки Салли Поттер и "Дорогуша" ее соотечественника Стивена Фрирза - мастера костюмированных драм ("Королева", "Опасные связи").
Вот что говорит о своей "Ярости" сама Салли Поттер: "Этот фильм - горькое, но вместе с тем и забавное изучение скрытой жизни людей, работающих в одном нью-йоркском доме мод".
Разобраться в кризисе модной индустрии и посмеяться над культом успешности в нашей жизни зрителю поможет Джуд Лоу, который предстанет в "Ярости" в образе модели-трансвестита.
У Мишель Пфайффер более классический образ в фильме о превратностях любви куртизанок в отставке - "Дорогуша". Место действия - предвоенный Париж.
Можно на Берлинале увидеть и "стриптизершу в отставке" Деми Мур ("Слезы счастья" режиссера Митчелла Лихтенштейна). Картина рассказывает о женщине с высоким самомнением, которая возвращается на родину в Висконсин. Там ей приходится налаживать отношения с отцом, страдающим редкой формой помешательства, и ожесточившейся от жизни с ним сестрой.
Интригуют и работы признанных мастеров: шведского режиссера Лукаса Мудиссона ("Покажи мне любовь", "Лиля навсегда", "Вместе"), привезшего в конкурс Берлинале фильм "Мамонт", французского романтика повседневности Франсуа Озона (картина про загадочного мальчика "Рикки"), а также нашумевшего в прошлом году в конкурсе своей "Катынью" поляка Анджея Вайды, который уже успел снять новую ленту - "Сладкая погоня" (Tatarak).
Хотя российские картины в конкурс Берлинале и не попали, но наше кино в Берлине увидят, причем как советское, так и новое. В ретроспективе "После зимы приходит весна" покажут "Сказку сказок" Юрия Норштейна и "Иглу" Рашида Нугманова, а в программе реставрированных лент широкого формата (снятых на пленке 70 мм) участвуют "Война и мир" Сергея Бондарчука и "Дневные звезды" Игоря Таланкина.
В программу "Форум" включена "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, а в "Панораму" (вторую по престижности после главного конкурса) - фильм-дебют Павла Бардина "Россия-88", премьера которого прошла в Берлине 6 февраля.
Этот проект необычен выбором темы - почти запретной, сложной и болезненной для современного российского общества: возникновение неонацизма в стране, победившей фашизм. Фильм игровой, но основан на реальных фактах современной жизни и практически дословно воспроизводит будни "обычной" неонацистской группировки, а также документально фиксирует реакции общества на это явление. Продюсером картины и исполнителем главной роли выступает Петр Федоров, сыгравший капрала Гая в "Обитаемом острове" Федора Бондарчука.
Между тем
Берлинский кинофестиваль еще только перевалил за середину, но уже известны первые лауреаты киносмотра.
Бывший президент СССР Михаил Горбачев вручил Леонардо Ди Каприо (автору фильма "Одиннадцатый час") награду Green Film Award, присуждаемую кинематографистам за вклад в защиту окружающей среды.
Кроме того, в Берлине прошел гала-прием "Кино за мир", чествующий фильмы, которые способствуют поддержанию мира и гармонии на Земле.
Среди награжденных фильмов этого года - "Операция "Валькирия" с Томом Крузом в роли графа Штауффенберга.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"