До 9 марта в Ермолаевском переулке в рамках программы "Москва актуальная" открыта персональная выставка Ирины Кориной - одного из самых интересных специалистов по инсталляциям среди современных художников поколения 30-летних.
Этой субтильной барышне, которая в прошлом году стала лауреатом Государственной премии "Инновация", суждено было стать инсталлятором, пожалуй, больше других. Ирина Корина окончила Венскую академию искусств и факультет сценографии ГИТИСа - училась облачать пространство в макеты, совмещать в декорациях функциональное начало с концептуальным, мыслить категориями гештальтпсихологии. И вот результат: уже десять лет Корина параллельно с работой в театрах занимается обманчиво легковесными инсталляциями, проектируя и выставляя, преимущественно в старом и новом зданиях Галереи XL, по одной работе в год. Скупая выработка свидетельствует о трепетном подходе.
"Ночной тариф", "29 трансформаций", "Камуфляж", "Смайлы", "Urangst", "Позитивные вибрации" - работы, обращенные к обаятельной нелепости быта (книксен перед Ильей Кабаковым), частично скроенные по сторонним лекалам, в технике ready-made, где готовый образ дает импульс для интерпретации (еще один - в сторону основателя инсталляторского ремесла Марселя Дюшана). Идеи, что лежат в основе каждой из них, - о пестром соре и двойном дне обыкновенной необыкновенной жизни, - считаны кончиками пальцев, терпеливо выращены, как лимонное дерево, из пластмасс, бумаги, материалов, имитирующих кирпич и мрамор.
Приподнявшись на цыпочки в высоком коридорном проеме инсталляции "Назад в будущее", видишь улыбающихся космонавтов. В подмигивающих розетках и электрощитках угадываешь те самые "Смайлы". В изумрудных комнатных обоях "Камуфляжа" через несколько минут начинаешь различать фантасмагоричный второй слой. Под действием "Urangst" (в переводе - "первичный бессознательный страх") неожиданно упускаешь из-под ног скрипучие половицы.
Инсталляция - это уход от действительности вне всякого контроля, новая игра, и игра без правил, смешение не только разнородных манер, но и видов искусств. Такое происходит сплошь и рядом; отнюдь не случайно на помощь все чаще приходит видео - отдельные художники, как тот же Яков Каждан, вообще "дублируют" свои работы на пленку, снимая под макетные проекты полнометражные художественные фильмы, которые должны обнажить новые грани их метода.
Развитие перформанса как жанра в 90-е годы, начиная от выкладывания слова человеческими телами на Красной площади слова группой Э.Т.И. и заканчивая татуированными свинюшками Вима Дельвуа, наглядно показало, что если художник хочет приучить к новоявленной игре, то он должен описать ее правила таким способом, который для зрителя новым не будет. В противном случае играть не научится вообще никто. Условие простое, но на деле пускающее под откос уже не первый художественный состав. На всех художественных фронтах сегодня принято убеждать, на пальцах объяснять то, в чем сам не уверен ни капли, намеренно выдумывать все более зверские теории и доказывать их каждому встречному. Быть может, основная заслуга Ирины Кориной - в разумной мере ее метафор. Каждая инсталляция должна быть нагружена функционально. В любом случае Корина уж никак не попадает под определение символа поколения: один за другим она разбирает на части визуальные тренды и пытается смастерить из них что-то более полезное. Вспоминая о ее образовании, можно с уверенностью сказать, что дело тут в профессиональной памяти.