12.02.2009 03:25
    Поделиться

    В Татарстане стала доступнее помощь при сосудистых заболеваниях

    Сохранить жизнь и избежать инвалидности татарстанцам, перенесшим инсульт, поможет новая система оказания неотложной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях.

    Как уже сообщала "РГ", в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и других городах начали работать межмуниципальные центры, за каждым из которых закреплена определенная территория республики. Именно туда теперь на "скорой" будут доставлять всех больных с подозрением на инсульт. Такая структура позволит сделать высокотехнологичные методы диагностики и лечения доступными не только жителям крупных городов, но и сельчанам. Ведущая роль при этом отводится Межрегиональному клинико-диагностическому центру. И дело тут не только в наличии современного оборудования и высококвалифицированных кадров. Тогда в чем же? Об этом корреспондент "РГ" беседует с генеральным директором МКДЦ Рустемом Хайруллиным.

    Российская газета: Рустем Наилевич, ваш центр объявлен головным сосудистым центром Татарстана. Что это значит?

    Рустем Хайруллин: МКДЦ отвечает за внедрение и совершенствование методов лечения больных с инсультом в республике в целом. Наша цель - максимально оптимизировать все этапы оказания помощи этим пациентам не только в Казани, но и в районах РТ. В рамках головного сосудистого центра работает координационный совет, который разрабатывает алгоритмы отбора и направления на лечение больных с острым нарушением мозгового кровообращения, вырабатывает единую стратегию ведения этой категории пациентов. Организационно-аналитический отдел проводит анализ заболеваемости и смертности от сосудистых заболеваний. С помощью информационной системы и телемедицины мы получаем данные по каждому случаю инсульта в РТ.

    В то же время головной сосудистый центр непосредственно занимается лечением больных. За нашей клиникой закреплены жители Казани, Высокогорского, Зеленодольского, Лаишевского и Пестречинского районов. С пациентом работает мультидисциплинарная бригада, в состав в которой входят невролог, эрготерапевт, врач и инструктор ЛФК, логопед, массажист, медсестра. Такая же команда сформирована в открытых межмуниципальных сосудистых центрах РТ. 

     РГ: По скорости, с какой оказывается неотложная помощь сосудистым больным, с МКДЦ не сравнится ни одна из казанских клиник. В чем секрет такого успеха?

    Хайруллин: Изначально в архи-тектурно-планировочном решении зданий МКДЦ была реализована правильная функциональная схема. Она позволила развести потоки пациентов. И неврологическое, и отделение острого инфаркта имеют персональные входы, куда на реанимобилях доставляют больных с подозрением на инсульт и острый инфаркт. За счет грамотной планировки помещений у нас есть возможность оказывать помощь в комплексе. В кардиоотделении есть все необходимое: от реанимации, где 12 неотложных коек, до рентгеноперационных, в которых можно провести обследование, оперативно имплантировать больному кардиостимулятор или установить стент. И все это в одном месте. Раньше коронарографию делали в одной больнице, сложные кардиохирургические операции - в другой. А ведь при сердечно-сосудистых катастрофах каждая минута на вес золота.У нас неотложная помощь представляет собой замкнутый цикл. А когда все специалисты работают в одном ключе, у них вырабатываются совершенно другие навыки. Они шире смотрят на проблему, не боятся использовать более современные, в чем-то агрессивные методы лечения, потому что у них все под рукой. Скажем, если у больного с инфарктом возникнут неврологические или другие отклонения, всегда можно обратиться за помощью к коллегам из других отделений.

    РГ: В некоторых больницах, если больной поступил с гипертонией, лечить его будут исключительно от гипертонии. Рассчитывать на консультацию того же невропатолога уже не приходится… Во всяком случае, бесплатно.

    Хайруллин: Как правило, у пациента не бывает одного заболевания. В организме все взаимосвязано. Поэтому и подход к лечению должен быть комплексным. Иначе что же получается: человек попал к нам, дождался очереди на госпитализацию - а мы ему: "Извините, не наш профиль"? Это не дело. Современная клиника должна быть многопрофильной. В такой больнице пациенту и психологически легче.У нас установлен жесткий лимит времени. Если больной поступил по "скорой" в отделение общей хирургии, на операционном столе он должен оказаться не позднее чем через час. Если у пациента острый инфаркт, важно помочь ему в первые шесть часов от начала заболевания. Мы взаимодействуем со службой "03". Поэтому к моменту приезда неотложки все бывает наготове. В МКДЦ весь регламент работы медперсонала нацелен на скорость.

    Существует стандарт ведения больного, в котором прописаны все этапы диагностики. Есть определенные требования, какие исследования и в каком количестве пациент должен пройти в первый, во второй (и так далее) день пребывания в клинике. Налажен компьютерный мониторинг прохождения этих процедур. Такой системный подход помогает ускорить постановку диагноза, а в некоторых отделениях даже сократить за счет этого режим ожидания операции.

    РГ: Допустим, в МКДЦ больному окажут неотложную высокотехнологичную помощь. Но после выписки пациент попадет под наблюдение врача в обычную поликлинику. Где гарантия, что его будут лечить в соответствии с рекомендациями кардиохирургов и пациент из-за возникших осложнений вновь не попадет на операционный стол?

    Хайруллин: Мы разработали и утвердили единый протокол ведения больных. Тесно взаимодействуем с реабилитационными центрами, куда попадают наши пациенты после выписки. Кроме того, проводим разъяснительную работу с врачами первичного звена, чтобы они лучше понимали возможности нашего центра и направляли к нам действительно тех, кому требуется высокотехнологичная медицинская помощь.

    Поделиться