Международный уголовный трибунал в Гааге, похоже, решил снести еще одну опору в фундаменте и так сильно расшатанного международного права. Издан ордер на арест президента Судана Омара Хасана Ахмеда аль-Башира.
До сих пор действующего главу государства никто в тюрьму сажать не пытался. Впрочем, не исключено, что именно ордер на арест позволит президенту Судана сохранить власть в своих руках. Как минимум еще на год. Этого времени вполне может хватить ООН и Лиги арабских государств, чтобы найти выход из дарфурского тупика.
Официальный представитель трибунала молчит насчет решения трибунала. Информацию о том, что президент Судана обвинен в военных преступлениях в Дарфуре и выдан ордер на его арест, пока подтверждают лишь анонимные ооновские дипломаты. Тем не менее стало известно, что официально об этом же будет объявлено до конца февраля.
Против президента выдвинуты крайне тяжелые обвинения. В Гааге его считают виновным в том, что начиная с 2003 года в суданской провинции Дарфур было убито более 300 тысяч человек. В 2007 году в Судане был размещен совместный миротворческий контингент ООН и Африканского союза. Главный прокурор Международного уголовного суда Луис Морено-Окампо просил выдать ордер на арест президента Судана еще в июле 2008 года, обвинив аль-Башира в геноциде и преступлениях против человечности. Однако тогда ряд Африканских стран и Лиги арабских государств осудили этот шаг, призвав Совет безопасности ООН отложить на год принятие каких-либо решений по этому вопросу. Однако, если проанализировать сложившуюся ситуацию, получается, что ничего скандального в решении Международного трибунала нет. Наоборот, именно оно является наиболее приемлемым для всех сторон. Понятно, что судьи в Гааге не могут оставаться безучастными к массовому убийству жителей Дарфура. При этом не стоит забывать, что Совет безопасности ООН может ходатайствовать об отсрочке исполнения ордера только после того, как он будет выдан. Так что, после того как будет официально объявлено о решении Международного уголовного трибунала привлечь президента Судана к ответственности, никто, с одной стороны, не сможет упрекнуть судей в бездействии, а ооновские чиновники, с другой стороны, получат возможность предоставить аль-Баширу годовую отсрочку. Не исключено, что как раз это обстоятельство заставит суданские власти стать более сговорчивыми, когда речь заходит об урегулировании ситуации в Дарфуре.