10 февраля в "РГ" сообщалось о заявлении Никиты Михалкова, которое было озвучено Михаилом Пореченковым на пресс-конференции, о необходимости до 1 апреля собрать чрезвычайный съезд кинематографистов. В ответ избранный председатель Союза кинематографистов РФ Марлен Хуциев провел свою встречу с прессой.
Он еще раз подчеркнул, что ситуация раздора никому не нужна и вредна для общего дела, а попытки Михалкова, смещенного съездом с руководящего поста союза, созвать общее собрание кинематографистов страны в Гостином дворе незаконны: проводить такие акции полномочно только правление СК. Марлен Хуциев призвал кинодеятелей не участвовать в новом съезде, который намерен созвать Никита Михалков.
Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен напомнил, что на все предыдущие съезды СК делегаты избирались точно так же, как на этот, и если признать VII съезд нелигитимным, придется признать таковыми и те съезды, на которых был избран сам Михалков: "Мы не хотим революций. Мы просто хотели нормальным демократическим путем избрать нового председателя взамен прежней команды, утратившей доверие коллег".
Виктор Матизен обратил внимание журналистов на дату, которую выбрал Михалков для своего чрезвычайного собрания, - 27 марта. Это явная попытка заодно сорвать церемонию вручения Национальной кинопремии "Ника", которая предполагалась в этот же день. Теперь церемония перенесена на начало апреля. "Наши разногласия с Никитой Михалковым объясняются просто. Как показала практика, человек монархических убеждений просто не может руководить общественной организацией", - подытожил Виктор Матизен.
Адвокат Сталина Гуревич напомнила, что по уставу высший орган союза - съезд, а его председатель - всего только исполнительная власть. Поэтому намерение Михалкова провести общее собрание кинематографистов нелигитимно, а смещенное правление не вправе расходовать средства СК.
На пресс-конференции разъяснили, что VII съезд, легитимность которого теперь ставится под сомнение, был организован отнюдь не командой Хуциева, тогда еще не избранной, а прежним правлением под руководством Михалкова. Поэтому авторы исков в суд, по сути, жалуются на нарушения, за которые ответственно прежнее руководство СК, то есть пытаются оспорить собственные действия.
Журналисты спросили Хуциева, не пытался ли он наладить отношения с Михалковым и решить дело миром. "Пытался, - был ответ. - Я предлагал встретиться, но ответа не получил. Так что не мы инициаторы возникшего скандала. Я категорически отвергаю обвинения в том, что, мол, это "цветная революция", противостояние власти, что мы хотим развалить не только СК, но и всю страну. Могу твердо сказать, что я как раз государственник и тяжело переживал распад Советского Союза. Наша задача - вернуть киноискусству нравственное начало, только так мы можем реально помочь стране".
Большая группа кинодеятелей обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с открытым письмом. Его подписали Гарри Бардин, Алексей Герман, Николай Досталь, Марк Захаров, Рустам Ибрагимбеков, Игорь Клебанов, Игорь Масленников, Юрий Норштейн, Эльдар Рязанов, Валерий Усков, Наталья Фатеева, Андрей Хржановский, Всеволод Шиловский и многие другие кинематографисты. Намерение Никиты Михалкова "единолично созвать внеочередной съезд" авторы письма характеризуют как "грубое нарушение Устава СК.
Вчера в интервью Российскому информационному каналу "Вести" режиссер, народный артист России Никита Михалков высказал свою точку зрения на конфликтную ситуацию.
Он, в частности, сказал:
- Это такая агрессивная юридическая безграмотность... И такая самонадеянность абсолютная. Потому что за две недели до съезда мы увидели документы, абсолютно неграмотно оформленные. Вы можете себе представить документ протокола выборов делегатов, где написано в графе "кворум" - просто "есть". Вот и все, без цифр, просто "есть". Было совершенно очевидно, что никогда минюст и регистрация эти документы не примет. О чем был разговор? Ребята, проведите, пожалуйста, еще раз эти совещания, эти собрания, выберете хотя бы тех же, других. У вас есть две недели времени. Выберете, чтобы все было по закону. Сделайте, оформите документы, и все будет хорошо. Нет. Почему "нет", спрашивается? Упрямство, глупость. Почему? Я думаю, может быть, я ошибаюсь, что они боялись, что они и того не соберут. Что-то не собралось. Когда на секцию режиссеров приходит из 450 человек 160, а голосовали вообще 69. Поэтому все это нелегитимно, незаконно. Их предупреждали. Все время предупреждаем. Их в день съезда предупреждали. Хорошо. Приехали люди, пусть будет хотя бы собрание, чтобы людей не обижать, из тех, кто приехал. Но это не может быть съездом. Не послушали. Сделали. Предупредили - получили. А на что жаловаться?
Ряд кинокритиков считает, что ситуация вокруг Союза кинематографистов искусственно раздута, объясняя это тем, что за последние годы творческая жизнь в Союзе омертвела. Вот как прокомментировал "Вестям" это мнение Никита Михалков:
- Омертвела. Я что, Господь Бог, трупы поднимать? Они-то почему не занимаются этой творческой жизнью? Или я должен водить их за руку? Я же не пионервожатый, чтобы их за руку водить по творческой жизни. Огромная организация, в которой у каждого есть свой творческий интерес. Это, во-первых. А, во-вторых, почему она раздута-то искусственно? Если бы прошло по-человечески, я вообще собирался уходить. Но просто представьте себе - сейчас-то что получается? Что я предлагаю? В чем истерика-то? Если так пошло, если вы не можете это сделать, если вы обвиняете меня Бог знает в чем, в смертных грехах, по идее, если я виноват, я должен был зарыться в норку и сидеть, и молить Бога, чтобы меня только больше не вытаскивали, и так запозорили. А я предлагаю собрать всех, все пять тысяч. По правилам, по закону должно быть 50% плюс один. А голосование должно быть за руководство Союза - три четверти, это по закону, по общественным организациям. Так я предлагаю: соберите всех и опозорьте меня при всех. Вы чего боитесь? Чего страшного-то? Ведь можно было собрать 6 человек и все бы решить. Я предлагаю собрать всех. И пусть ум и глупость каждого будут видны всем. И пусть люди сами решат: кто прав, кто виноват, кто достоин руководить Союзом, кто недостоин руководить Союзом.
Как Никите Михалкову вообще видится дальнейшее развитие ситуации? Считает ли он возможным расчленение СК? Ведь в России была одна киноакадемия, а стало две, равно как и ситуация с национальной кинопремией.
- В чем вы видите расчленение кинопремии? Разве я не предлагал оставить "Нику" как премию, а чтобы академия была создана не частными лицами, а организациями, которые создали бы Академию российского кино? И, простите меня, эта академия создана учредителями такими, как министерство культуры, Союз кинематографистов России, Первый канал, канал "Россия", РАН и "Российская газета". Это, что, не уважаемые организации, которые создали академию? Я же предлагал, чтобы "Ника" осталась как премия. Но кому вручать, решат как раз те люди, которые будут избраны этими учредителями. А что касается кризиса, ну так на сегодняшний день, понимаете, какая штука - в результате-то только потому, что упрямства, злобы и зависти определенной маленькой кучки людей, которые одержали временную победу, затрачено пять миллионов рублей - бездарно, бессмысленно. Все равно придется собирать новый съезд.
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"