Это совместная постановка Театра-студии "Пушкинская школа" при Государственном Пушкинском театральном центре и БДТ, осуществил которую на малой сцене режиссер, народный артист России, лауреат Государственной премии Владимир Рецептер.
Произведение великого русского поэта, написанное в 1912 году, долгое время считалось несценичным. В начале прошлого века за постановку брался Московский художественный театр, но, несмотря на прошедшие 200 репетиций, премьера не состоялась. Путевку в жизнь драме дал Костромской театр. В 1980 году премьера состоялась на сцене БДТ к 100-летию со дня рождения А. Блока, одного из основателей и подвижников прославленного театра, и стала подлинным театральным событием. Постановку тогда осуществил актер этого театра Владимир Рецептер. Он же сыграл роль Бертрана, сторожа замка, а Изиль Заблудовский - Гаэтана, сеньора, трувера. В завершающих репетициях участвовал Г.А. Товстоногов, сказавший затем на премьере: "Мы восстанавливаем историческую справедливость". Как известно, последние два года жизни великий поэт, "душа народа" по определению Андрея Белого, "трагический тенор эпохи", как назвала его Анна Ахматова, работал в БДТ и мечтал о постановке своей пьесы. Но так и не дождался этого события.
В нынешнем спектакле заняты мастера БДТ, исполнители из первой постановки (Рецептер и Заблудовский), и начинающие свою биографию молодые актеры, ученики Рецептера. Действие происходит в начале XIII столетия во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойцев, против которых Папа организует крестовый поход. Сказочный сюжет, в котором царствуют графы и придворные дамы, рыцари и пажи, труверы и менестрели, вассалы и прочая челядь. Но тут любовь и одиночество, страдание, мучительное ожидание желанного. Роза и Крест, радость и долг.
Владимир Рецептер, режиссер:
- Почему пьесу Блока не ставят театры? Наверное, не видят и не осмысливают ее прелести. Сейчас людям не до красоты, не до верности и честности - тех мощных нравственных тем, которые заданы Блоком. "Искусство связано с нравственностью, - говорил он. - Это и есть "фраза", проникающая произведение". Ему был нужен сжатый язык, поговорочный - в прозе или стихотворный. Он создал притчу о добре, верности, порядочности. Я надеюсь, что наш спектакль в каждом, кто его увидел, будет продолжать прорастать - в ощущениях, в мыслях.
"Роза и Крест" - это мой подарок театру, в котором я служил около 30 лет. Конечно, постановки 1980 и 2009 годов родственны, но и различаются - как братья, рожденные в разные времена. И мы с Изилем Заблудовским уже другие, и наши роли по содержанию - тоже. По-моему, мы доказали свою верность Блоку.