17.02.2009 00:00
    Поделиться

    ФАС нашла способ снизить цену авиатоплива

    ФАС рассчитала, как можно снизить цену авиатоплива на 30-40 процентов

    Федеральная антимонопольная служба предлагает формулу расчета цены тонны авиакеросина. Она поможет сбить стоимость топлива на 3-4 тысячи рублей.

    Не прошло и двух недель после предложений ФАС по бензиновым ценам, как в службе взялись за "воздушный" керосин. Расходы на него составляют львиную долю в бюджете авиакомпаний.

    Как пояснил "РГ" заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, формула-цена будет действовать при заключении долгосрочных контрактов сроком не менее года. Всем заинтересованным сторонам, как производителям, поставщикам, перевозчикам, так и авиавластям, министерствам, ФАС разослал формулу объективного ценообразования авиатоплива. И уже даже заключены первые контракты по этой формуле, подчеркнул Голомолзин.

    При этом нефтяным компаниям будет обеспечен заказ, а авиаторам гарантирована стабильная стоимость, и они смогут рассчитывать свои финансовые силы. При применении формулы керосин в российских аэропортах должен стоить на 30-40 процентов дешевле, чем сейчас. Это как раз те деньги, которые получают посредники, которые не производят топливо и не занимаются перевозками пассажиров, отметил он. По мнению Голомолзина, эти средства могли бы пойти на модернизацию производств НПЗ или обновление парка самолетов. Хотя не все нефтяные компании согласны с нынешней формулой. По словам замруководителя ФАС, ряд нефтяников считает, что нужно ее упростить.

    Пока же в основу стоимости керосина предложено заложить роттердамский индекс Platts с вычетом экспортной пошлины и фрахт, с прибавлением НДС. Голомолзин объяснил, что расчеты будут вестись в долларах, так как в России пока нет надежного индекса для этого. Но его можно было бы сформировать при регистрации на торгах внебиржевых контрактов по керосину, считает он.

    По мнению президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, все же нужно выводить не долларовую, а рублевую формулу стоимости топлива. В идеале для нормального внутреннего ценообразования нужна формула, которая не связана с мировыми ценами на нефть. Увы, на товарно-сырьевой отечественной бирже пока торги по авиакеросину идут не очень активно, и внутрироссийский рыночный регулятор керосиновых цен не работает. Это подтвердил и Голомолзин. По данным отдела по связям с общественностью "Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи", на сегодняшний день к биржевым торгам привлечены 34 компании. Продано около 50 тысяч тонн нефтепродуктов на сумму более 500 миллионов рублей. Пока такие масштабы не могут дать реального индикатора рыночной цены.

    По словам Геннадия Шмаля, биржевой механизм ценообразования эффективно действует, когда есть избытки продукта, а сейчас их как раз и нет. Сами производители нефтепродуктов не особо горят желанием идти на биржу. Им по душе заключение долгосрочных договоров напрямую с авиакомпаниями.

    Но тут есть еще проблема. Как подчеркнул Шмаль, нефтеперерабатывающие заводы расположены неравномерно, а затраты на транспортировку бывают значительными. По трубам топливо почти не поставляют, в основном используют железную дорогу. С большими расходами на доставку согласны и в одной из крупнейший российских компаний, поставщиков авиакеросина. По словам директора по связи с общественностью компании Анастасии Матюшиной, иногда приходится возить керосин на другой конец страны.

    По мнению вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, все ценовые выкладки должны быть в первую очередь обращены к производителям. Пока в стоимости керосина, который попадает в крыло самолета, более 80 процентов - заводская цена. Остальное: налоги, оплата самой заправки - 1,5 тысячи рублей, транспортные расходы. И сейчас колебания курса доллара позволяют производителям топлива поднимать отпускные цены. Например, в феврале заводские цены поднялись на 1,5 - 2 тысячи рублей за тонну. Хотя в начале января они упали на 10 процентов, и тонна керосина стоила в Центральной России 14,5 тысячи рублей.

    Поделиться