Максим Чудов: На соревнованиях в Пхенчхане творится неладное

Мировой биатлон потряс очередной скандал. Теперь, судя логике Международного союза биатлонистов (IBU), на официальных чемпионатах мира спортсмены могут мчаться не по официальной утвержденной трассе, а так, как им захочется.

Напомним, в гонке преследования, которая прошла в рамках чемпионата мира, первым на финиш пришел легендарный норвежец Оле-Эйнар Бьорндален. Однако судейский комитет признал, что 11-кратный мировой чемпион и 14 других спортсменов нарушили правила при прохождении дистанции - спортмены элементарно "срезали" трассу. Биатлонистов наказали минутными штрафами, после чего на первом месте оказался россиянин Максим Чудов. "Серебро" таким образом доставалось норвежцу Осу, а "бронза" - Бьорндалену. Но радоваться победе Максиму пришлось недолго. Неожиданно для всех апелляционное жюри отменило решение оргкомитета и восстановило первоначальные итоги гонки. Почему?

Дело в том, что горячие норвежские парни решили показать норов и отказались участвовать в церемонии награждения, а также при поддержке представителей еще шести сборных подали протест, требуя отменить вердикт судей. Отказ от участия в церемонии привел бы к тому, что медаль пришлось бы вручать одному Чудову, поэтому мероприятие организаторы проводить не стали. Равно как и пресс-конференцию медалистов.

Пока журналисты пытались сообразить, о чем писать в номер, Международный союз биатлонистов решил провести пресс-конференцию, на которой первоначальное решение судей было отменено и победу вернули представителю Норвегии. Как пояснил вице-президент IBU Готтлиб Тахлер, "уход норвежского спортсмена с трассы в другую сторону не привел к тому, что он получил какое-либо преимущество во времени или характеру маршрута, поэтому он не должен быть оштрафован". Правда, чиновников IBU поставил в крайне неудобное положение вопрос чешского журналиста: "Означает ли это то, что теперь спортсмены могут ездить не по установленным трассам, а куда им заблагорассудится?" Господин Тахлер лишь сумел выдавить из себя, что "впредь будем маркировать трассу, чтобы подобное не повторилось". Вопрос немецкого репортера о том, на основании каких критериев специалисты IBU выяснили, что "никакого преимущества по времени не было", был встречен расплывчатыми пояснениями о "тщательном изучении и сопоставлении всех участков трассы на основании видеосъемки"...

Прав старший тренер мужской сборной России Владимир Аликин, который в разговоре с корреспондентом "РГ" бросил: "Обидно, что все решения принимаются не в нашу пользу. Не хотят с нами считаться. Почему? Вопрос не ко мне"...

Поделился с нами своими комментариями и вице-президент Союза биатлонистов России Александр Тихонов. Он заявил, что глава Международного союза биатлонистов Андерс Бессеберг склонил членов апелляционного жюри отменить решение о лишении золотой медали своего соотечественника:

- Бессеберг поочередно стал подзывать к себе, вроде как поболтать, каждого из пяти членов апелляционного комитета. И, как я думаю, склонил-таки их на свою сторону. В Корее на глазах всего мира творится такое, что не поддается никаким правилам...

Максим Чудов, который наблюдал за происходящим с печальным видом:

- Творится неладное. Я перестал что-либо понимать. Несколько спортсменов явно нарушили правила прохождения дистанции, но никаких последствий это не имело. Получается, что можно делать на дистанции все что угодно и ничего за это не будет? Ведь это же создает прецедент. Всю ночь не спал. В голове столько мыслей, столько всего накопилось... Я еще подумаю, стоит ли во вторник выходить на церемонию награждения. На 100 процентов сказать, выйду или нет, я пока не готов.

При этом Чудов отметил, что наверняка примет участие в индивидуальной гонке на 20 км: "Обязательно побегу. Будем бороться, биться и доказывать".

Бороться будет и руководство Союза биатлонистов России, которое заявило о намерении опротестовать решение апелляционного жюри IBU в Спортивном арбитражном суде (CAS) в швейцарской Лозанне.

Вчера на чемпионате мира был день отдыха. Следующий старт намечен на сегодня: у мужчин состоится гонка с общего старта.

наши иски

История отечественного спорта знает примеры, когда наши спортсмены подавали иски в Арбитражный суд Лозанны. Вспомним наиболее громкие дела.

Художественная гимнастика

В 2001 году гимнасток Ирину Чащину и Алину Кабаеву Международная федерация гимнастики (FIG) уличила в употреблении запрещенного препарата - фуросемида. Гимнастки были дисквалифицированы на два года. Спортсменки не согласились с наказанием и подали иск в Международный спортивный арбитражный суд (CAS). Но в 2003 году было принято решение не в пользу российской стороны. Чащина и Кабаева не только лишились всех медалей, завоеванных на чемпионате мира в Мадриде, но и получили дополнительно три месяца дисквалификации.

Лыжный спорт

В декабре 2003 года Арбитражный суд принял решение лишить российских лыжниц Ларису Лазутину и Ольгу Данилову олимпийских медалей, завоеванных на 5-километровой дистанции на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.

В этом году, возможно, состоятся слушания в Европейском суде по правам человека, куда Лазутина с Даниловой подали жалобу не только на решение Международного спортивного арбитражного суда в Лозанне, но и Высшего федерального суда Швейцарии, которые оставили в силе дисквалификацию российских лыжниц.

Велоспорт

В 2006 году суд в Лозанне отказался рассматривать апелляцию, поданную Олимпийским комитетом России и велогонщиком Вячеславом Екимовым. Российская сторона требовала лишить американца Тайлера Хэмилтона золотой медали в гонке с раздельным стартом на Олимпиаде 2004 года в Афинах и наградить золотом Екимова, который тогда финишировал вторым.

Футбол

Едва ли не единственный случай, когда суд в Лозанне "сыграл" на нашей поляне, связан с футбольной сборной России. В 2004 году бюро Арбитражного суда в Лозанне отклонило апелляцию Футбольной ассоциации Уэльса (FAW), требовавшей не допускать сборную России на чемпионат Европы по футболу в Португалии. Апелляция FAW была подана после того, как лидера российской футбольной сборной Егора Титова уличили в применении допинга после первого стыкового матча между сборными России и Уэльса.