17.02.2009 03:00
    Поделиться

    Возросшие цены на отечественные продукты можно объяснить лишь алчностью производителей - эксперт

    Торговля должна снизить норму рентабельности, которая порой составляет от 50 до 100 процентов

    Кризис вызвал обвал цен на Западе. Это во многом смягчает положение населения, которое страдает от безработицы и сокращения зарплат. У нас наблюдается иная картина. Безработица растет, зарплаты падают, а цены взлетают все выше и выше.

    Чем объяснить эту аномалию? С этим вопросом мы обратились к сопредседателю Союза потребителей Российской Федерации Евгению Мясину.

    - Здесь надо рассматривать отдельно цены на импортные товары (в том числе товары отечественные, но с использованием "заморского" сырья) и товары отечественного производства. Цены на импортные товары, пока падает рубль, объективно должны расти.

    Рост цен на отечественные товары в условиях кризиса ничем не оправдан, тем более что цена на энергоресурсы, составляющие значительную часть издержек, хоть медленно, но снижается. Кроме как алчностью, желанием снять пенки в возникшей экстремальной ситуации объяснить это нельзя.

    И в первом, и в особенности во втором случае, конечно же, торговля должна поумерить свои аппетиты, снизив норму рентабельности, которая во многих случаях составляет от 50 до 100 процентов. Рано или поздно ей придется пойти на это, поскольку доходы населения падают, соответственно спрос снижается. Произведенный товар некому будет сбывать. Не случайно, видимо, министр сельского хозяйства Гордеев заговорил о "кризисе перепроизводства" мяса птицы и яиц. А чем это было вызвано? Прежде всего неоправданным квотированием некоторое время назад импорта мясной продукции, которое привело сначала к росту цен на продукцию зарубежных производителей, а на этом фоне взлетели цены на российскую продукцию.

    - Можно ли что-либо изменить с помощью законодательных мер и нужно ли?

    - В этом вопросе многие уповают на принятие пресловутого закона о торговле, который несколько лет создается - сначала в минэкономразвития, теперь в минпромторге, но я не вижу в нем того, что реально может повлиять на ситуацию на рынке. Разве что более жесткие требования при определении доминирующего положения продавцов на рынке будут немножко стимулировать развитие конкурентной среды.

    А пока я вижу, что государство шарахается из одной крайности в другую. Два года назад в пожарном порядке был принят закон о рынках, ограничивающий привлечение на работу в торговле мигрантов. Год назад, когда взлетели цены, МВД стало требовать ужесточения уголовного наказания за нарушение антимонопольного законодательства. С марта прошлого года была развернута кампания против тех, кто "кошмарит" бизнес. А что мы получили в результате? Последствием принятия первого закона стало резкое сокращение в первые месяцы точек и соответственно объемов продаж на рынках, где отоваривались в первую очередь потребители с низкими доходами. По результатам всплеска цен на фоне грозных заявлений МВД и ФАС правительство заставило крупные торговые сети объявить мораторий на рост цен по нескольким продуктам питания, что в общем объеме продовольственной корзины составляло каплю в море. После принятия пакета, регулирующего проверки предприятий, Роспотребнадзору как органу, уполномоченному на осуществление контроля и надзора на потребительском рынке, осуществлять свои функции стало намного сложнее. Потребителям от этого точно лучше не стало.

    - Какую роль могут сыграть в этой ситуации общественные организации и, в частности, Союз потребителей?

    - СПРФ считает необходимым организацию мониторинга за состоянием потребительского рынка, включающего не только отслеживание динамики средних потребительских цен (с этим худо-бедно справляется Росстат), но и их оценку отдельно для импортных и отечественных товаров, а также оценку степени удовлетворенности населения ассортиментом, качеством товаров и оказываемых услуг и ряд других микроэкономических показателей, характеризующих отдельные группы товаров.

    Минэкономразвития, даже когда оно имело в своем названии слово "торговля", фактически регулирование экономики осуществляло на уровне нескольких показателей: цена на нефть, объемы ВВП, индексы развития производства, потребительских цен. В результате, не располагая информацией о конъюнктуре отдельных товарных рынков, о динамике микроструктурных показателей, определяющих их развитие, минэкономразвития часто подсказывало правительству недостаточно продуманные и обоснованные решения, особенно в вопросах регулирования внешней торговли: устанавливались высокие таможенные пошлины на важнейшие потребительские товары, которым нет достойной конкуренции со стороны отечественных производителей, вводилось квотирование импортной продукции на товары, с которыми российские аналоги и без этого в состоянии успешно конкурировать.

    К сожалению, наши возможности ограничены. Но тем не менее, во-первых, мы, имея определенный опыт, могли бы участвовать в организации мониторинга потребительского рынка. Во-вторых, наши планы работы в этом году будут ориентированы в большей степени на защиту имущественных прав потребителей, поскольку в условиях кризиса именно нарушения этих прав особенно болезненны для населения. В-третьих, мы требуем и будем требовать от властей не на словах, а на деле применять меры по сдерживанию роста потребительских цен.

    - Некоторые считают, что кризис может оздоровить ситуацию в экономике, в том числе и на товарных рынках. А ваше мнение на этот счет?

    - Вспомним кризис 1998 года, когда обвал курса рубля по отношению к доллару привел к резкому сокращению импортных поставок в Россию и в то же время стал мощным фактором подъема промышленного производства, способствовал активному развитию процессов импортозамещения. В 1999-м и особенно в 2000 году отмечены самые высокие темпы роста объемов промышленной продукции-соответственно 108,1 и 111,9 процента. Значительно вырос и валовой внутренний продукт. Таким образом отечественная промышленность уже в 1999 году вышла на докризисный уровень, ВВП превысил этот уровень в 2000 году, а сельскохозяйственное производство - в 2001 году. Первые послекризисные годы характеризовались прежде всего высокими темпами роста развития отраслей промышленности, ориентированных на производство потребительских товаров. Падение курса рубля на первых порах сделало неконкурентоспособными многие импортные потребительские товары. Это естественным образом сказалось на торговом ассортименте.

    Сократилось импортное предложение даже таких традиционно "нероссийских" товаров, как какао, кофе, чай за счет увеличения переработки и фасовки на отечественных предприятиях - с 76,3 до 67,5 процента. Среди товаров легкой промышленности эта тенденция более других затронула ассортимент льняных тканей (соответственно 40,7 и 29,8 процента), постельного белья (44,7 и 39,4 процента), обуви кожаной (73,6 и 62,3 процента).

    Поэтому объективно мы можем рассчитывать на повторение пройденного, но хотелось, чтобы уроки последствий кризиса десятилетней давности, когда Россия не смогла извлечь максимальную пользу, не пропали даром.

    Поделиться