17.02.2009 03:00
    Поделиться

    Оксана Дмитриева: ЕГЭ подрывает традиции российской школы и деформирует систему образования

    Продолжаются споры о новой системе оценки знаний

    Напомним: уже к марту будущим студентам предстоит выбрать четыре экзамена, результаты которых будут основанием не только для получения диплома о среднем образовании, но и для поступления в вуз.

    Однако сегодня эксперты говорят о том, что молодые люди, окончившие школу несколько лет назад и не имеющие практики в сдаче ЕГЭ, не смогут пройти тесты для поступления в вуз. Так, экс-министр труда и социального развития РФ, а ныне депутат Госдумы Оксана Дмитриева выступила с инициативой обращения о законности массового введения ЕГЭ в Конституционный суд. Об этом она рассказала корреспонденту "РГ".

    Российская газета: Что вас не устраивает в ЕГЭ?

    Оксана Дмитриева: Я убеждена, что система ЕГЭ - дополнительная надстройка, которая не улучшит эффективности оценки знаний школьников. Это нововведение деформирует систему образования, поскольку предполагает натаскивание детей на тесты. Оно подрывает традиции российской школы, особенно в части физико-математического и технического образования.

    РГ: Почему вы так думаете?

    Дмитриева: Это ярко демонстрируют результаты ЕГЭ-2008. Единственный положительный результат теста - мы увидели, какое количество выпускников реально освоили программу средней школы: 24 процента выпускников не усвоили программу по русскому языку и больше 30 процентов - по математике. Это объективный показатель, и он ничем не отличается от того, что было в советское время. Тогда, правда, существовала система профессионально-технических училищ и профориентации ребят. Те, кто не осваивал по факту программу средней школы, могли доучиться и получить профессию в ПТУ. Но 80 процентов ПТУ закрылись в течение последних 15 лет. Доучиваться тем, кому не хватило школьного образования, просто негде.

    РГ: По каким дисциплинам может ударить ЕГЭ сильнее всего?

    Дмитриева: По естественно-научным. Преподаватели технических вузов вполне резонно опасаются результатов ЕГЭ по физике, химии и биологии. Анализ показывает, что школьную программу, скажем, по физике и химии не усвоили гораздо больше выпускников, чем по русскому языку и математике. Рассматривая результаты ЕГЭ, технические вузы могут просто не набрать студентов, а ведь они финансируются исходя из количества учащихся. Что-то более вредное для развития страны и представить сложно.

    2008 год, кстати, оказался показательным. В прежние годы золотые медалисты могли стать студентами без сдачи экзаменов. Интересно, что золотых медалей больше всего выдавалось в Кабардино-Балкарии. С ЕГЭ картина складывается аналогичная - самые лучшие результаты по русскому языку были в Дагестане и все той же Кабардино-Балкарии. Есть мнение, что из некоторых регионов данные ЕГЭ не соответствуют уровню образования.

    РГ: Не станет ли при таком раскладе ЕГЭ преградой в получении дальнейшего образования для части выпускников школ?

    Дмитриева: Станет. Без аттестатов вообще могут остаться около 120 тысяч выпускников. Шансов найти работу у тех, кто не имеет образования, при нынешней экономической ситуации нет никаких. Кроме того, колоссальная проблема в том, что ЕГЭ стал обязательным и для тех, кто окончил школу несколько лет назад. Теперь же для поступления в вуз им придется готовиться к тестированию. Люди, таким образом, ставятся в заранее невыгодное положение по сравнению с выпускниками этого года. Закон, ухудшающий положение граждан, получает обратную силу, что грубо нарушает Основной Закон России. Я уже подготовила соответствующее обращение в Конституционный суд. Не исключено, что рассмотреть его суду удастся еще до проведения выпускных экзаменов в школах.

    Поделиться