17.02.2009 01:55
    Поделиться

    Клининговые компании пытаются выжить штатных уборщиц из школ и больниц

    Как стало известно "РБГ", Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК) готовит обращения в Роспотребнадзор и департаменты образования с предложениями услуг профессиональных уборщиков в больницах и школах. Члены ассоциации (а это более 70 компаний по всей стране) хотят заменить штатных уборщиц, но готовы и на меньшее - например, проводить ознакомительные семинары непосредственно в этих учреждениях и обучать персонал современным технологиям профессиональной уборки.

    Однако в госструктурах идея отдать уборку на аутсорсинг вызывает неоднозначную реакцию.

    "Вряд ли кто из директоров школ пойдет на это, бюджет не позволяет, - пояснил "РБГ" пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр Гаврилов, - в каждой школе есть штатные уборщицы и другие варианты уборки не предусмотрены. А вот в самом Департаменте образования города уже несколько лет подряд проводятся тендеры, и выигравшая конкурс клининговая компания обслуживает наше здание, убирается в кабинетах, зале заседания и коридорах".

    Регулярно проводятся аукционы и в Департаменте здравоохранения Москвы. Но заключенные по их результатам госконтракты касаются только текущего ремонта и обслуживания зданий больниц (вентиляции, лифтового оборудования, холодильных установок), оказания услуг по стирке и обработке белья. Расширить перечень оказываемых услуг не позволяет специфика медицинских учреждений.

    "Для нас услуги "пришлых" уборщиков нереальны, - считает начальник отдела кадров детского психоневрологического санатория N 4 Департамента здравоохранения Москвы Ирина Пинегина, - санитарки у нас заступают на смену и целые сутки тряпки из рук не выпускают, а еще и за детишками ухаживать надо, умыть, причесать, бывают и банные дни. А вот окна весной вымыть - это, мне думается, возможный вариант привлечения посторонней помощи".

    Не исключают возможности привлечения клининговых компаний и в министерстве здравоохранения Московской области. "Если существует такая необходимость в подведомственных нам учреждениях, то почему бы не воспользоваться дополнительными услугами, - говорит замначальника Управления материально-технической базы и госзаказа Наталья Савельева, - если, предположим, в штатном расписании нет уборщиков, а есть только санитарки".

    Получение госзаказа для многих клининговых компаний - единственная возможность сохранить бизнес. По оценкам АРУК, при заключении договоров на 2009 год участники рынка клининговых услуг потеряли от 15 до 3 процентов объема заказов. "С одной стороны, клиенты урезают средства на уборку, с другой - растут цены на импортные моющие и чистящие средства, инвентарь и оборудование, курс рубля-то меняется, - пояснила "РБГ" руководитель АРУК Мария Бочковская. - Отечественная продукция тоже дорожает, увеличиваются цены на энергоносители и сырье".

    Цены на услуги клининговых компаний в этом году, по данным АРУК, практически не изменились. Цена ежедневной уборки квадратного метра стоит от 30 до 100 рублей (в зависимости от сложности заказа), химчистки ковров и ковровых покрытий - от 20 до 70 рублей. Мойка стеклянных поверхностей обойдется от 100 до 140 рублей за квадратный метр.

    Кстати, существовавший еще осенью прошлого года кадровый дефицит в клининговых компаниях в течение двух-трех недель декабря стал достоянием истории. Все вакансии закрыли вчерашние рабочие с "замороженных" строительных объектов. А вот январь внес свои коррективы в "уборочный" бизнес.

    "В начале года мы лишились крупного объекта - здания федерального агентства, которое из экономии перешло на свою службу уборки, - рассказала "РБГ" коммерческий директор компании "Клининг Мастер" Вера Глебовская, - в результате у нас без работы остались 30 человек, которых надо либо сокращать, либо куда-то пристраивать, что весьма проблематично, с заказчиками-то проблема. Никогда еще за 10 с лишним лет нашей работы такого не было".

    Желание не потерять заказчика, отношения с которым длятся годами, сдерживает финансовые аппетиты клининговых компаний.

    "Идет нормальный процесс оптимизации затрат, - считает генеральный директор компании "Сервис Престиж" Михаил Харламов. - Кто этим и раньше занимался, того кризис не коснулся. А тот, кто непомерно раздувал штаты и держал офисы в центре, тот и кричит сейчас "караул!". По моим прогнозам, рынок наших услуг начнет стабилизироваться в мае".

    По мнению Веры Глебовской, кризис легче перенесут те фирмы, чьи услуги максимально диверсифицированы. Если же существует узкая специализация (к примеру, обслуживание торговых центров, положению которых сейчас не позавидуешь из-за оттока арендаторов), то о светлом будущем лучше не мечтать. К тому же клининговый бизнес серьезно страдает от кризиса неплатежей. Компании традиционно оказывают свои услуги в долг. Сегодня из-за ухудшения финансового положения заказчиков дождаться оплаты удается не всем.

    Поделиться