Какой курс доллара и евро ожидают жители России

Итоги публикации статистических данных за январь вселяют оптимизм.

Готова ли российская экономика выходить из кризиса? Есть ли для этого серьезные основания? Или новорожденный оптимизм - не более чем пиар-акция властей?

Случилось ли действительно что-то хорошее в мировой и российской экономике за первые недели нового года? Да, конечно. Нефтяные цены перестали падать и достаточно устойчиво колеблются вокруг отметки в 45 долларов за баррель. Цена ниже, чем хотелось бы странам - производителям нефти, бюджеты которых, так же как и российский, завязаны на поступления нефтяных доходов. Но существенно лучше, чем 32 доллара за баррель, равно как высокая ценовая волатильность.

Начал подрастать спрос на металлы, прежде всего на азиатских рынках и в частности в Китае. Свидетельство тому - рост индекса морских перевозок, который с сентября по декабрь упал с 5000 до 800 пунктов, а в январе вновь нарастил более 500 пунктов. Российские металлурги, похоже, готовы к смене ветра на попутный. Так, Магнитка в начале февраля сообщила, что планирует выйти на уровень безубыточности производства в феврале и на прибыль - в марте. Причем устойчиво, то есть на основе договоренностей с поставщиками о новых ценах на закупаемое сырье.

Оптимизм крепнет и в связи с тем, чего у нас не случилось. Не было ни одного значимого банкротства банка на федеральном или региональном уровне. И в этом заслуга регуляторов рынка и других органов власти, действовавших решительно и оперативно.

И все бы хорошо, если бы экономический цикл представлял собой качели "перпетум мобиле", которые двигаются либо вверх, либо вниз. Как бы не так! И вступление в кризис, и выход из него могут быть растянуты на месяцы, а иногда и на годы. Качели экономического цикла иногда подолгу зависают почти без движения внизу. Причем в последние десятилетия это происходит часто и в тех странах, от которых, казалось, этого можно было менее всего ожидать. Самый яркий пример - Япония. После кризиса 1990 г. страна пережила несколько рецессий и ни одного подъема, во всяком случае, столь же энергичного, как в годы послевоенного "японского чуда". Обвал на рынке недвижимости в этой стране случился аж через два года, после того, как в 1990 г. рухнул фондовый рынок.

И нынешний американский финансовый кризис оказался сильно растянут по времени. Падение потребительских цен и цен на недвижимость так же, как и в Японии, не последовало сразу за наступлением эры "медведей", обозначившейся уже несколько лет назад. Такой переход рецессии в мягкую, но затяжную форму нельзя исключить и для нашей страны. В том числе благодаря быстрому освоению западной науки "заливать" кризисные потрясения деньгами.

Елена Старостенкова, специально для "РБГ"

Какой курс доллара и евро ожидают жители России