Дмитрий Медведев рассказал в телеэфире об антикризисных мерах правительства

В воскресенье президент Дмитрий Медведев в телевизионном интервью, по его же выражению, "откровенно и прямо" рассказал гражданам правду о кризисе и о том, что делает власть для его преодоления.

Близость власти к обществу - давняя мечта российской государственности. Причем реализовать ее многие годы пытается само государство, пытаясь привить чиновникам открытость и доступность гражданам. Пытались побудить к такому поведению по доброй воле - ничего не получалось. Пытались обязать законами - снова все сходило на нет.

Экономический подъем страны, выпавший на последние годы, тоже не стал стимулом для прямого диалога власти и населения. Благосостояние граждан пусть и в разной степени, но росло, и не без участия государства, а значит, и вопросов к нему было меньше.

Многое изменил кризис. Финансовые проблемы, затронувшие в том числе и россиян, заставили власть имущих чаще обращаться к народу, разъясняя свои действия. Что характерно, попытка государства все-таки открыться гражданам снова берет свое начало сверху. Причем с самого - примером остальным решил стать лично глава государства.

У президента Дмитрия Медведева уже был опыт широкого выступления с телеэкрана. В конце декабря зрители сразу нескольких телеканалов смогли увидеть новую передачу - "Итоги года с президентом". В ней в течение часа глава государства высказывал свое видение на основные события прошедшего года.

Телевизионный формат выступлений президента в итоге оказался востребованным.

В воскресенье канал "Россия" показал двадцатиминутное интервью Дмитрия Медведева, в котором глава государства оценил ситуацию в связи с кризисом и предпринимаемые правительством дей ствия.

Сжатые рамки телеэфира сделали выступление предельно конкретным по содержанию - времени на долгие размышления просто не было.

Как рассказала "РГ" пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, инициатива такого интервью принадлежит самому главе государства. Другой же источник в администрации президента при этом отметил, что подобный формат выступлений не будет разовым. Дмитрий Медведев собирается регулярно давать короткие интервью и другим телеканалам.

"В нашей жизни очень важно говорить правду и рассказывать о тех трудностях, которые сегодня переживает наша страна, - объяснил свое решение сам Медведев, предваряя интервью. - Я считаю, что и власть обязана говорить об этом откровенно и прямо, говорить и о тех решениях, которые принимает власть для того, чтобы преодолеть кризис, и о тех трудностях, с которыми мы сталкиваемся".

В своем первом выступлении Дмитрий Медведев вполне логично в качестве главной темы выбрал экономический кризис, которому уже все эксперты предрекают затяжной и тяжелый характер.

И хотя государство сегодня ориентируется на самый мрачный прогноз, президент не склонен поддаваться пессимизму: "Это не значит, что у нас какая-то безвыходная или крайне тревожная ситуация. Нет, в целом она достаточно понятная и контролируемая".

Контроль позволяют обеспечивать сделанные за последние годы финансовые накопления, за которые многие, как заметил президент, ругали правительство.

"Последнее развитие событий показало, что все-таки эти решения были правильные, потому что те государства, которые бездумно тратили деньги, имея возможность создавать свои резервные фонды, сейчас находятся в предбанкротном состоянии, а наше финансово-экономическое положение абсолютно стабильно", - заявил президент.

Возможно, к государству в целом такое утверждение справедливо, чего не скажешь в отношении многих граждан. К середине февраля официальная безработица превысила 1,7 миллиона человек, а есть еще и скрытая ее часть. Дмитрий Медведев безработицу назвал главной, но неизбежной в условиях кризиса проблемой, против которой нужно принимать адекватные меры.

"Во-первых, это возможность выплачивать пособие по безработице в увеличенном объеме, то, которое мы сегодня предлагаем, - подчеркнул президент. - Но это краткосрочные перспективы, а в более длительной перспективе - это, конечно, замещение одних рабочих мест другими". То есть, если где-то закрывается производство, усилия государства должны направляться на открытие новых рабочих мест. На эти цели, как известно, из федерального бюджета дополнительно направляется 44 миллиарда рублей.

- Очень важной составляющей является программа переподготовки, потому что кризис так устроен, что в ряде случаев человеку просто приходится менять работу, - сказал Медведев. - Конечно, человеку, который занимался своим делом, не очень хочется переквалифицироваться, получать менее престижную работу. В ряде случаев это придется делать.

Другая неизбежность любого кризиса - падение курса национальной валюты. Но здесь были возможны два сценария: резкий, шоковый и плавное падение рубля. "Такие изменения нужно было провести, но сделать это спокойно и честно, так, как, на мой взгляд, это и было сделано Центральным банком, - заявил Медведев. - В настоящий момент то курсовое соотношение, которое достигнуто, по мнению Центрального банка, отвечает реальному состоянию нашей валюты, ее реальной сегодняшней платежеспособности".

Что еще важнее, уверен глава государства, не случилось скачка, подобного памятному 1998 году. За счет этого все могли выбрать для себя разумную стратегию, как поступать со своими накоплениями в рублях.

В условиях экономических потрясений государство взяло на себя бремя помощи не только населению, но и отечественным компаниям как государственным, так и частным. "На этих предприятиях работают миллионы наших граждан, - заметил Медведев, объясняя многомиллиардную помощь реальному сектору. - Это иногда очень крупные предприятия, иногда градообразующие предприятия, где трудятся десятки, а иногда и сотни тысяч людей, вместе с семьями они завязаны на эти предприятия".

Правда, уверенности, что деньги до реального сектора успешно пройдут через банки, нет. Столкнувшись с тем, что государственные средства на поддержание системы кредитования оседают в банковской среде, президент был вынужден принимать меры.

- Я лично настаивал в том числе на том, чтобы в наших банках появились специальные контролеры со стороны Центрального банка, чтобы банковская система работала не сама для себя, а работала для реального сектора, работала для обычных граждан, чтобы она вовремя платила зарплату, чтобы деньги, которые находятся на счетах, не омертвлялись, а нормальным образом подпитывали нашу экономику, - напомнил Медведев. - И такого рода контрольные мероприятия должны идти сквозным путем - снизу доверху и наоборот.

Кризис станет проверкой не только на ответственность федеральных властей или честность банкиров. Глава государства намерен внимательно посмотреть, как будет работать вся управленческая система страны сверху донизу, до регионов и муниципалитетов. "Этот кризис - как раз возможность проверить каждого, кто на что способен, - считает Медведев. - Думаю, что в целом наша управленческая система к этим проблемам готова, но это не значит, что мы будем закрывать глаза на упущения в работе или просто на бездарность, расхлябанность, разгильдяйство в деятельности тех или иных начальников. В этой ситуации, к сожалению, невозможно погладить по голове и сказать: знаешь что, ты все-таки соберись. Придется принимать какие-то серьезные решения, если ранее принятые законы не исполняются".

За примерами озвученной расхлябанности и разгильдяйства далеко ходить не надо. Трагедия в Республике Коми, где пожар в доме престарелых унес жизни 23 его обитателей, стала поводом для серьезных разборов полетов в кабинетах Кремля. Тогда Дмитрий Медведев потребовал довести расследование до логического завершения, включая уголовные наказания виновным. "История ужасная, и мы, конечно, обязаны все это довести до самого конца, - повторил свое требование президент. - Следствие должно определить виновных - они должны быть наказаны всей мерой уголовного закона. Точно так же, как и начальники, которые это допустили, должны лишиться своих мест".

Но несмотря на все очевидные и скрытые проблемы, глава государства уверен, что вся страна и каждый ее житель в отдельности смогут преодолеть трудности. Рецепт успеха у Дмитрия Медведева довольно простой: "Нужно работать, нужно исполнять свои обязанности каждому на своем месте. Делать это добросовестно, по-честному, не прятаться никуда, и тогда все получится".

мнения

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

- Важно, как отнесутся разные группы населения к данному жанру обращения высшего государственного лица к гражданам. Само по себе это ясный политический сигнал. Президент обозначил кризис как время ясности, время для честного разговора и точной расстановки политических акцентов. Он прямо говорит о том, что ситуация сложна и будет еще сложнее. И рассказывает, что власть многое смогла: в отношении плавной девальвации, спасения банковской системы и т.д. То есть система, которая строилась не для кризиса, смогла работать в кризис - значит, она может выдерживать значительно большие нагрузки, чем то, к чему склонна бюрократия. Все это ставит и перед чиновниками, и перед политическими силами серьезную задачу, задачу интеллектуальную.

Кризис - это проверка кадров на работоспособность, возможность узнать, кто на что способен. В общем, и сам президент говорит, что научиться работать в кризисе и быть адекватным - значит быть грамотным управленцем. Фактически глава государства предлагает определенного рода мобилизацию.

Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии:

- Посыл главы государства будет иметь далеко идущий эффект. Ведь если телебеседы президента с гражданами станут постоянными, то совершенно очевидно, что руководителям субъектов Федерации просто деваться будет некуда. Они вынуждены будут встречаться с гражданами, разговаривать - чего в общем-то не хватает.

От того, насколько власть будет готова к подобного рода встречам, желательно в прямом эфире, будет зависеть социальная обстановка в стране. Сейчас в диалоге между обществом и властью не хватает доверия. С одной стороны, власти опасаются социальных выступлений как следствия кризиса, а с другой стороны, сами граждане опасаются, что власть их может где-то подвести, не выполнить взятые на себя обязательства. Подобных разговоров мы вправе ожидать не только от президента, но и от председателя правительства, губернаторов, мэров и других чиновников.

Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

- Конечно, это новый формат. По сути, мы видим возвращение к формату, который уже давно опробован в кризисных ситуациях. Здесь возникают очевидные ассоциации с "беседами у камина" Франклина Делано Рузвельта. Они несли в себе двойную функцию. С одной стороны, реальное разъяснение того, что происходило и какие мероприятия предпринимала власть. А с другой стороны, обращения президента США имели психотерапевтический эффект. Таким образом Рузвельт пытался успокоить население, и ему это удавалось, в частности он предотвратил банковскую панику, которая снова могла разразиться в 1932 году. То, что планирует делать Дмитрий Медведев, тоже несет в себе две эти функции. Медведев по своему психотипу, темпераменту и по манере общения очень хорошо подходит для этой роли.

В целом же я убежден, что власть не должна заниматься разъяснительной работой, власть должна предпринимать эффективные действия, бороться с кризисом. Пиар-действия чиновников, на мой взгляд, вторичная вещь. Объяснения - это дело тех, кто выступает от имени власти в публичном поле: президент, премьер, партия "Единая Россия". Этим субъектам и следует активно и комплексно объяснять ситуацию. формат телебесед создан не для того, чтобы возложить на президента ответственность за происходящее, а чтобы разъяснить и успокоить граждан страны.