17.02.2009 02:00
    Поделиться

    Российские отели высокого класса испытывают острый недостаток в постояльцах

    Кризис не обошел стороной гостиничный рынок обеих столиц, да и других российских городов. Если с начала прошлого года рынок стабильно рос по всем показателям, то, по данным директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International Полины Кондратенко, с октября 2008 года показатель загрузки по сравнению с октябрем 2007 года снизился в среднем на 5 пунктов. Эта тенденция продолжилась также в ноябре и декабре 2008 года.

    Темпы роста продаж также упали. В результате среднегодовой показатель RevPar (доход на номер, рассчитанный с учетом загрузки и средней цены продажи номеров) хотя и вырос, но всего на 13% (против прогнозируемых 17%), и то лишь за счет первых трех кварталов. В целом же, по подсчетам экспертов, гостиничный рынок столицы в четвертом квартале 2008 года показал рекордное падение спроса и доходности. По сравнению с декабрем 2007 года загрузка номеров снизилась на 14%.

    Снижение спроса на гостиничные номера вылилось в снижение цен. По данным компании John Lang Lasalle (JLL), в ноябре прошлого года показатель ADR (средняя цена номера) впервые упал - на 4,5% в рублях и на 18% в долларах. А поскольку спрос снижается неравномерно и темпы его снижения зависят и от региона и от класса гостиниц, то и цены на гостиницы в разных регионах снижаются разными темпами.

    В Москве, например, по наблюдениям вице-президента и исполнительного директора Российской гостиничной ассоциации Геннадия Ламшина, больше всего пострадали от кризиса гостиницы уровня 4-5 звезд. По данным Le Royal Meridien National Hotel, загрузка в пятизвездочном гостиничном сегменте снизилась в среднем на 20% по сравнению с показателями прошлого года. Повлиял кризис и на банкетные услуги гостиниц, спрос на них упал на 30-40%.

    Средний сегмент гостиничного хозяйства, по наблюдениям Геннадия Ламшина, меньше всего пострадал от кризиса. Хотя, если рассматривать ситуацию детально, распределение спроса в этом сегменте неравномерно: так, например, в крупных гостиницах - таких как столичная "Измайловская", клиентов поубавилось, а в небольших отелях спрос остался на прошлогоднем уровне (например, в январе заполняемость составила 65%, что является хорошим показателем). Отчасти это объясняется перетеканием клиентов в гостиницы более низкой категории.

    В других российских городах картина несколько иная. В Санкт-Петербурге в отличие от Москвы в гостиницах останавливаются в основном туристы, а не бизнесмены, поэтому снижение заполняемости идет параллельно с общим снижением турпотока. По оценкам Российской гостиничной ассоциации, заполняемость гостиниц в Северной столице снизилась на 10-20%, причем во всех сегментах. Похожая картина и в курортных гостиницах Краснодарского края.

    Хуже всего, отмечает Геннадий Ламшин, ситуация в городах, где весь бизнес крутится вокруг градообразующих предприятий - например, в Набережных Челнах или Тольятти. Гостиницы в этих городах заполнялись исключительно бизнес-туристами, а после того, как на градообразующих предприятиях произошло снижение объемов производства и жизнь практически замерла, упал спрос и на гостиницы, причем почти на 40%: командировочных теперь здесь днем с огнем не найдешь.

    Следующие по падению спроса - отели городов-миллионников: Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Новгорода, Томска, Омска. По данным Российской гостиничной ассоциации, спрос на гостиничные номера в этих городах упал на 30%.

    Конечно, в сложившейся ситуации отели вынуждены снижать стоимость проживания. По оценкам экспертов, общее снижение цен на сегодняшний день - 10-15%. Кроме того, чтобы привлечь клиентов, в стоимость включаются платные услуги отеля, гостиницы разрабатывают пакетные услуги. Причем отели активно продвигают свои подешевевшие услуги среди туристических компаний.

    Как отмечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, во взаимоотношениях туроператоров и представителей гостиничного бизнеса в нынешней непростой ситуации наметилась положительная тенденция. "Впервые ведущие российские гостиницы сами проявляют инициативу и обращаются к туроператорам с предложениями о сотрудничестве. Например, крупные московские отели провели для представителей турбизнеса бесплатные деловые экскурсии", - говорит она.

    Правда, не все представители гостиничного бизнеса осознают, что положение их пошатнулось, и предпринимают меры, чтобы заполнить номера хотя бы в высокий туристический сезон. Например, на курортах Краснодарского края серьезность ситуации пока до конца не оценили. По словам заместителя генерального директора компании "Астравел" Юрия Блейза, сочинские отели повысили цены в среднем на 20-25%. Часто это делается завуалированно. Например, "Жемчужина" повышает стоимость проживания на 10%, но вводит обязательный завтрак за 450 рублей. Таким образом, цена реально повышается не на 10, а на 20%. А вот Анапская региональная курортная ассоциация, наоборот, приняла решение сохранить цены на уровне 2008 года и отказаться от жесткой предоплаты.

    Несмотря на острый недостаток постояльцев, в России строятся и открываются новые гостиницы. Как сообщил руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Анатолий Ярочкин, в прошлом году в России открылось около 600 гостиниц, пансионатов, кемпингов и других средств размещения на 44 тысячи мест. И это в полтора раза больше, чем в 2007 году.

    Понятно, что уже действующие гостиницы растущая конкуренция не радует. Но отельерам можно особенно не волноваться: планы по строительству новых объектов в прошлом году не выполнены, а в этом году многие заявленные ранее гостиничные проекты так и не будут реализованы.

    По данным компании Colliers International, в 2008 году совокупный номерной фонд Москвы вырос на 3%. На рынок вышло около тысячи номеров, то есть в два раза меньше анонсированных в 2007 году. Снижение произошло из-за того, что сроки ввода ряда гостиниц отодвинулись (например, "Аквамарин", Garden Ring, Renaissance в составе многофункционального комплекса "Монарх").

    В 2009 году, по прогнозам экспертов, будет построено не больше. Как утверждает Полина Кондратенко, если в начале прошлого года прогнозировалось, что прирост номерного фонда в 2009 году составит 2,5 тысячи номеров, то к концу 2008 года этот показатель был скорректирован до тысячи номеров. В частности, на 2010 год перенесены сроки открытия таких гостиниц, как Four Seasons Moscow, "Лотте", "Novotel Гостиный двор", "Энигма".

    "Это на руку отельерам, - отмечает старший вице-президент компании JLL Марина Смирнова, - потому что падение загрузки гостиниц и соответственно, доходности в 2009 году продолжится". Эксперт прогнозирует загрузку ниже 50%, что сравнимо с уровнем посткризисного 2001 года. В худшем случае к апрелю стоимость номера может снизиться на 25-30% в долларах и на 7-10% в рублях. Это при том, что с 2002 года средняя цена номера только росла.

    Кризисные явления на гостиничном рынке имеют и другие положительные моменты. Как считает, например, Геннадий Ламшин, новые экономические условия заставят бизнесменов развивать свою отрасль, и кроме снижения цен отельеры вынуждены будут оптимизировать управление и, снижая затраты, искать новые, более экономичные технологии. А от этого в конце концов выиграют и потребители, и гостиничный бизнес в целом.

    Поделиться