По прогнозу Международной организации труда (МОТ), в этом году армия безработных в мире увеличится на 30- 50 миллионов человек по сравнению с докризисным 2007 годом.
Число работающих бедных (зарабатывающих менее 2 долларов в день на каждого члена семьи) может вырасти до 1,4 миллиарда человек (45 процентов всех занятых в мире). В зону особого риска попали и страны СНГ. Что предпринимают профсоюзы стран Содружества для защиты национальных рынков труда, рассказывает генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов Владимир Щербаков.
Российская газета: Где сейчас самый высокий уровень безработицы?
Владимир Щербаков: В Армении, Украине, Кыргызстане. Но есть просто зоны бедствия. В Кыргызстане, например, "лидерами" по уровню безработицы остаются Джалал-Абадская (26,7 процента) и Нарынская (более 21 процента) области. В Армении, Молдове, Кыргызстане и Таджикистане усиливается напряженность в сфере занятости в связи с массовым возвратом на родину трудящихся-мигрантов. Например, из 500 тысяч граждан Молдовы, работающих за границей, 200 тысяч работают в странах СНГ, из них 110 тысяч работают в России, причем большинство из них - в строительной отрасли, на которой кризис сказался особенно сильно. Есть большой риск, что 15-20 процентов работников-мигрантов потеряют свои рабочие места.
В России и Казахстане ситуация на рынке труда схожая: официальная безработица - примерно 1-2 процента, а рассчитанная по методике МОТ - 6-7 процентов. Но безработица носит структурный характер, то есть при значительном числе безработных одновременно имеется большое количество вакансий, а значит, стоит вопрос переподготовки кадров, их территориальной мобильности.
В то же время частные агентства занятости в странах СНГ действуют вопреки всем международным нормам и взимают плату с тех людей, которым они подбирают работу. Это категорически запрещено конвенцией Международной организации труда.
РГ: Как вы думаете, есть опасность резкого увеличения нелегальной миграции в России?
Щербаков: Конечно, есть. На конец декабря 2008 года общее число безработных в России, определяемое по методологии Международной организации труда, то есть включая численность ищущих работу самостоятельно (без обращения в службы занятости), уже достигло 5,8 млн человек и продолжает расти. Количество безработных в пяти странах СНГ - Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Украине, - исчисленных по той же методике, составило около 2,5 млн человек. Многие из людей, потерявших работу в странах СНГ, попытаются найти ее в России. Это, безусловно, окажет дополнительное давление на российский рынок труда, где также растет количество безработных, хотя и сохраняется большое количество вакансий. Так что в Россию мигранты стремиться будут, в том числе и нелегальные. Но наша задача - защитить законопослушных граждан.
РГ: В России сейчас становится обычным отправлять работников в вынужденные отпуска. Как к этому относятся профсоюзы? И есть ли такая практика в других странах СНГ?
Щербаков: К сожалению, такие факты мы наблюдаем, и их число растет. Кроме того, работников нередко принуждают писать заявления на увольнение по "собственному желанию", имеются нарушения и других трудовых прав. Должен сказать, что практика вынужденных отпусков противоречит всем международным нормативам. Работодатель отправляет работника в "вынужденный" отпуск без сохранения заработной платы тогда, когда не хочет оформлять простой и пытается сэкономить на оплате труда.
Поэтому профсоюзы сделали акцент на усилении контроля за соблюдением трудового законодательства. В России эту задачу профсоюзы решают совместно с прокуратурой.
РГ: Что происходит с зарплатами? Многие эксперты говорят, что они уже начали снижаться.
Щербаков: С учетом того, что в декабре обычно выплачиваются различные годовые премии и бонусы, мы не зафиксировали падения номинальной средней зарплаты, чего не скажешь - в силу инфляции - о реальном содержании зарплаты.
Вместе с тем, как показывает анализ агентств по подбору персонала, в 2009 году уровень зарплат в России при приеме на работу новых кандидатов уже снизился, а число работодателей, которые срезали заработки своим сотрудникам (в среднем на 19 процентов), в ближайшее время вырастет до 25 процентов. Кадровики уверены, что растущие конкуренция за рабочие места и безработица заставят работника дорожить своим местом и повысят его производительность и готовность пойти на уступки работодателю. При этом практически во всех государствах СНГ растет просроченная задолженность по зарплате. На языке профсоюзов все это называется наступлением на права трудящихся под прикрытием кризиса.
РГ: С другой стороны, вы же сами говорите, что многие отрасли испытывают реальные проблемы. Значит ли это, что лозунги профсоюзов о повышении зарплаты сегодня неуместны?
Щербаков: Это почему же?! Кризис всегда больнее всего бьет по наемным работникам. И подчас недобросовестные предприниматели стараются поменьше потерять, а тяготы в большей степени переложить на плечи трудящихся. Предприниматель свою прибыль в банки складывает, а рабочий человек зарплату домой приносит, он на эту зарплату кормит семью. У подавляющего количества трудящихся нет больших сбережений, зарплата для них - единственный источник существования. И в этой ситуации очень важно, чтобы были правильно выстроены приоритеты действий и у профсоюзных организаций.
РГ: Поясните, имеет ли смысл, например, сейчас проводить забастовку?
Щербаков: Позиция многих профсоюзов, в частности российских, по отношению к забастовочному движению вполне определенная. Но кризис - это особая ситуация. Многие предприятия вынуждены переходить на сокращенный режим работы. И работники это понимают - лучше работать 3-4 дня в неделю, чем ни одного. Но есть предприятия помельче, где сами хозяева под разными предлогами провоцируют, чтобы люди объявили забастовку. Предпринимателю это выгодно - во время забастовки не надо платить зарплату.
РГ: Какая альтернатива забастовке?
Щербаков: Диалог социальных партнеров. Конечно, мы понимаем, что занятость и зарплата - это чаши одних весов. И всегда здесь трудный выбор. Но нельзя не видеть, что в условиях резкого уменьшения источников финансирования производства особо важную роль играет спрос населения. И в этих условиях государства никак не должны пойти на снижение или замораживание зарплаты, поскольку это еще больше углубит рецессию и затруднит процесс выхода из кризиса. Государства должны продемонстрировать готовность поддержать покупательную способность населения в своих странах и таким образом стимулировать внутреннее потребление.
Поэтому социальным партнерам придется договариваться об уровне зарплаты, о поддержании определенной доли зарплаты в ВВП. Кроме этого, с помощью минимальной заработной платы необходимо эффективно поддерживать наименее защищенных работников. И для профсоюзов стран СНГ остается актуальной наша солидарная кампания по доведению минимальной зарплаты до прожиточного минимума.
Cправка "РГ"
Всеобщая конфедерация профсоюзов - региональная международная организация, объединяющая профцентры 10 стран СНГ и 32 международных отраслевых объединения профсоюзов.