Заезжий человек, пусть даже весьма рассеянный, случись ему оказаться в Ставрополе, на улице Шпаковской, просто так, а то и по делам, вряд ли не заметит вывеску над гостеприимно распахнутыми воротами в местный оазис культуры и хорошего настроения, настолько она ярка и глазаста. Тем более знакома она жителям города. "Зона спокойного отдыха" - гласит вывеска. И можно было бы поверить ей, если бы... Если бы не знать, какие страсти бушуют за эффектным порталом парка, неофициально именуемым парком "Победы". Не все так спокойно в "зоне спокойного отдыха", или, если хотите, "на зоне", что более предпочтительно в нашей языковой традиции.
Темные аллеи
- Парки вызывают особое беспокойство милиции, поскольку там сконцентрировано множество питейных заведений, - рассказывает корреспонденту "КП" (Северный Кавказ) начальник ОВД Промышленного района Ставрополя Николай Рогачев. - Отсюда - большое количество пьяной молодежи, порой затевающей групповые драки. В этом году из парка "Победы", (имеется ввиду 2008 г. - Прим. авт.) в медвытрезвитель мы отправили более 500 человек. Другая проблема - любители легкой наживы, приезжающие из соседних районов и республик с целью грабежа отдыхающих. Большая часть подобных инцидентов происходит после закрытия увеселительных заведений - в 2-3 часа ночи. Люди идут домой пешком по темным аллеям, где и становятся жертвами грабителей.
"По данным милицейской статистики, - добавляет к сказанному корреспондент "КП", - в парке "Победы" происходит до 6 процентов преступлений в Промышленном районе. Это настоящий рассадник преступности - с начала года здесь выявлено 140 правонарушений. В основном драки, хулиганство, кражи сотовых телефонов, денег, ювелирных украшений".
А вот как комментирует ситуацию в той же газете председатель потребительского общества "Ставропольские парки культуры и отдыха" Виктор Бондаренко: "В парке "Победы" каждый день за порядком следят 30 охранников и администрация, в праздники подключается и милиция. Наблюдение ведется в зоне активного отдыха, огороженного забором (так в тексте. - Прим. авт.), но проследить за всеми, кто гуляет по парку, мы, естественно, не в состоянии".
Действительно, Виктору Григорьевичу можно лишь посочувствовать. Не будет же он самолично бегать по парку и вязать распоясавшихся хулиганов. У него и без того дел по горло. Хозяйство грандиозное - около 250 гектаров. К тому же помимо всего прочего давит на председателя потребительского общества груз нелегких депутатских обязанностей. Виктор Григорьевич чуть ли не самый активный деятель городской Думы. И как только человек успевает?! Особенно учитывая, что с некоторых пор он практически стал во главе борьбы с толстосумами, занесшими руку над самым дорогим, что есть у ставропольцев, - "зелеными" ресурсами города. Не подумайте, что под "зелеными" подразумеваются доллары. Избытком денежной массы ни муниципальный бюджет, ни большинство населения не страдают. Речь идет о деревьях.
О злом бизнесе и добрых защитниках природы
Угроза явилась в образе ассоциации "ДримКар", а вернее - его структурного подразделения "Тонус", вознамерившегося воздвигнуть один из своих автосалонов в оживленном районе города у бойкой транспортной магистрали. Немаловажное обстоятельство: в точке взаимопереплетающихся интересов оказался городской лицей N 16.
Город пошел навстречу бизнесу. Понятно, что не за красивые глаза, а выставив условия, которые не назовешь мягкими. Город вам - участок в 0,8 га под автосалон, а вы за свой счет тут же, рядом, - стадион для лицея с футбольным полем, трибунами, беговыми дорожками и всем что полагается. Предварительная смета стадиона - почти 50 миллионов рублей. Деньги, согласитесь, нешуточные.
И тут на авансцену в сияющих доспехах защитника природы выступает В.Г. Бондаренко.
XXX
Сказать, что лицей N 16 купается в государственной заботе, язык не повернется. С 1965 года, момента возникновения, лицей не защищен даже элементарной изгородью от далеко не всегда благоприятного воздействия окружающего социума. Изгородью, строго обязательной для учебного заведения по четко прописанным существующим санитарным нормам и в соответствии с требованиями безопасности. Случай для города исключительный в печальном смысле слова. Здесь бродят все, кому взбредет в голову. Автовладельцы норовят припарковаться, собаководы облюбовали тут место для собачьих схваток, натаскивая свирепых бойцовых животных. Жители близлежащих домов приносят сюда отходы своей активной жизнедеятельности.
Ну, допустим, допустим, что, убирая горы мусора, дети приучаются не брезговать никаким трудом, а высоковольтные провода между школой и жилым массивом представляют прекрасное наглядное пособие для изучения законов электричества. Но каким целям служит спортивная площадка в ее теперешнем состоянии, остается загадкой. Несколько искореженных металлоконструкций и один баскетбольный щит, вознесенный над абсолютно заболоченным пространством, не имеют права называться спортивным сооружением. Именно по причине заболоченности грунта площадка не подлежит восстановлению, и, затевая строительные мероприятия, их нужно относить сильно в сторону.
Директор лицея N16 Лариса Чернышева спит и видит новенький, с иголочки стадион, возведенный по последней спортивной моде:
- Сейчас мы, наверное, единственное учебное заведение, не имеющее возможности обеспечить детей нормальным спортивным досугом или занятиями. Вы же видели, что творится в лесу? У наших детей есть обязанность убирать за всякими "отдыхающими" мусор, но нет права заниматься спортом в достойных условиях. Этот лес у школы вовсе не лес, а перманентная свалка. Деревья вокруг школы по существу сухие. Хорошо еще, что сами ребята убирают здесь за собачками, за местными жителями. Но не может к этому сводиться весь учебный процесс. Наши учителя и родители учащихся заинтересованы в спортивной площадке, которая в первую очередь безопасна для жизни и здоровья детей. В школе один спортзал, который не может удовлетворить всех потребностей. Только уроков физкультуры должно быть три часа в неделю в каждом классе. Стадион - социальный объект для школы. Ни о каких коммерческих интересах речи быть не может.
Дети или деревья?
Мы охотно вспоминаем о меценатах прошлого - Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, но предположить, что подобные люди вполне могут встречаться среди нас, представить не всегда в состоянии. Конечно, стадион - не картинная галерея. Мамонтовы и Третьяковы стадионов не строили. Они даже компьютеров в глаза не видели. Новые времена - новые формы благотворительности. Вот передо мной справка о той помощи, которую оказывает "ДримКар" как отдельным людям, так и организациям. Согласно этому документу материальная помощь была оказана детям-инвалидам города, детям погибших сотрудников милиции, социальному приюту "Росинка", обществу слепых, обществу трезвости, обществу "Красный Крест", беженцам из Южной Осетии, детскому дому N 12, ветеранам ВОВ , спортивным обществам г. Ставрополя и т.д. - всего на 7,7 миллиона рублей. Только за один 2008 год! Одновременно с этим "ДримКар" в полном объеме выполняет свои обязательства перед бюджетом - сумма уплаченных государству налогов составила около 210 миллионов рублей.
Массовое общественное сознание традиционно не допускает мысли о том, что можно зарабатывать деньги и при этом тревожиться о судьбах Родины и быть щедрым. Уж так нас воспитывали.
Встать, суть идет!
Жизнь, как обычно, ставит нас перед тем или иным выбором. Либо то, либо другое. "А нельзя ли все и сразу?" - хочется спросить у жизни. "Нет!" - твердо отвечает жизнь. "Нельзя и невинность соблюсти, и капитал приобрести", - вторит народная пословица. Капитал бывает разным. Политический. Это понятно. А бывает - звонкой монетой. Впрочем, шум политических кампаний порой не позволяет различить за ним шуршание крупных банкнот. Глупые политики упираются, как говорится, рогом, умные - ищут компромисс. В данном случае такой компромисс найден в форме соглашения трех сторон - города, лицея N16 и застройщика. Однако есть и 4-я сторона - ПО "Ставропольские парки культуры и отдыха" во главе с Виктором Григорьевичем Бондаренко. Она, эта сторона, предпочитает судиться. Не успел городской суд подтвердить права застройщика, как процесс тут же переносится в следующую инстанцию. Не имеют права сидеть без дела и арбитражные суды: нечего зря хлеб налогоплательщиков проедать! Их, арбитражных судов, выстроилась уже целая череда, а конца не видно. Каждый раз за новым иском следует пролонгация юридических процедур.
При таком раскладе воспользоваться стадионом смогут в лучшем случае внуки тех детишек, что ведут сегодня неравную борьбу с мусорной свалкой возле школы. Если он когда-нибудь вообще будет построен. Тяжба сопровождается унылой информационной кампанией. Осуществляется прямое давление на судей. В одной из публикаций в местной прессе их позиция, признавшая правоту ООО "Тонус", названа "левосудием". Во как!
Чисто гипотетически
Давайте перенесемся в 1955 год. В столицу нашей Родины - Москву. Представим, что живем мы в хорошем доме на Фрунзенской набережной, аккурат в ее конце, что ближе к Лужникам. Которых, представим, еще нет. Кругом шумят парки, один другого уникальнее. На противоположной стороне - Нескучный сад. Направо - Ленинские, то бишь Воробьевы, горы. И вдруг приходят к нам и сообщают, что прямо под нашим боком начинается строительство стадиона, суют коллективное письмо протеста и предлагают подписать. Неужели же не подпишете? Кому охота терпеть шум, гам, суету и прочие "прелести" строительства? К тому же особенно жалко деревья.
Другой пример. Напомним, что и Центральный стадион "Динамо" находится не где-нибудь, а в самом сердце исторического Петровского парка. Ладно, дело прошлое. А Сочи?! Если быть последовательным, то местным политическим деятелям нужно поднять голос против строительства комплекса зимних Олимпийских игр в Сочи. Тоже наша родная земля. Вещи, разумеется, несопоставимые: детский стадион в Ставрополе и мегакомплекс во славу физической культуры, призванный поднять международный имидж страны. Такие же несопоставимые, как деревья в Сочинском национальном парке и деревья на узкой полоске между лицеем N16 и автомобильной трассой. Я вовсе не хочу сказать, что одни деревья менее жаль, чем другие. Но если они так дороги и ценны, то чем объяснить тот упадок и запустение, в котором находится этот участок земли?
Звучит внушительно, когда говорят, что дерево не вырастает за один год. А дети - они, что, вырастают быстрее? И разве для того, чтобы они выросли сильными и здоровыми, требуется меньше трудов и средств? Так что же - дети или деревья? Стадион или мусорная свалка?
Ешь ананасы, рябчиков жуй...
Депутат городской Думы - лицо популярное в городе. Виктор Григорьевич обладает определенным влиянием на людей, не желающих углубляться в головоломные юридические формулы. Во всякие там кадастры и права смежных землепользователей. Не кто-нибудь говорит, а депутат! Кое-кого удалось убедить, что спорный участок входит в "зону спокойного отдыха". Не удалось убедить только суд.
Из редакционного сообщения газеты "Вечерний Ставрополь" под заголовком "Проверяется законность":
"В 1993 году потребительскому обществу "Ставропольские парки культуры и отдыха" был предоставлен земельный участок площадью 199,7 гектара. В течение последующего времени из общей площади парка "Победы" различным юридическим лицам выделялись земельные участки. Все это делалось с согласия руководства общества на основании постановления главы города... Однако ПО "Ставропольские парки культуры и отдыха" землю выделяло, но изменившиеся в связи с этим границы участка не фиксировало, нарушая установленный законом порядок и права смежных землепользователей и органов местного самоуправления. В связи с этим администрация города Ставрополя намерена добиться прекращения права постоянного пользования ПО "Ставропольские парки культуры и отдыха" земельным участком площадью 199,7 гектара".
Проще говоря, никто доподлинно не знает, где начинается, а где заканчивается граница парка.
Люблю тебя, мой старый парк, сильней, чем цирк и зоопарк
Прежде чем встретиться с Виктором Григорьевичем, я прошелся по его владениям. Аттракционы, тир, карусель... Где ты, моя далекая молодость?! А вот пивная. И еще одна, и еще. А вот мое любимое: "Узнай свой точный вес!". Нет, спасибо, пока не надо. А вот сооружение непонятного назначения, к нему приколочен щит с объявлением: "Сдается в аренду". Дальше другой такой же. Выбор крыши для предпринимательской деятельности достаточно богат. Хочешь - тир открывай, хочешь - комнату смеха, хочешь - рюмочную... Пожалуй, лучше рюмочную... Оно как-то поприбыльнее. А вон там почему-то мастерская по тонировке стекол... Автостоянка. Большая... Неужто у Виктора Григорьевича столько служебных машин? Целый автокомбинат. Живут же люди!
Мы сидим с В.Г. Бондаренко в ресторанчике "Маракеш" у входа в парк, мирно беседуем о том о сем. Виктор Григорьевич спрашивает меня, смотрел ли я фильм Сергея Бодрова "Брат". Ну, ясное дело, смотрел.
- Помните, - продолжает он, - там герой фильма, обращаясь к американцу, говорит: "Ты думаешь, американец, сила в деньгах?.. А сила - в правде".
Помню, помню... И в свою очередь задаю встречный вопрос. Меня интересует, сколько платит государству возглавляемое В.Г. потребительское общество за пользование почти 250 гектарами земли.
- А зачем вам это? - удивленно вскидывает брови В.Г.
- Так, интересно.
- Мало, - потупляет он глаза.
На самом деле я знаю сколько. 93 рубля в квартал. Это уже упоминалось в СМИ. Примерно столько стоят две пачки сигарет.
Я также знаю, что средняя стоимость аренды помещения в парке за один квадратный метр в десятки раз больше. Подчеркиваю - за один! Таким образом, путем нехитрых вычислений можно увидеть, что годовая стоимость одного метра аренды пивной покрывает сумму земельного налога за 16 лет эксплуатации всего парка целиком.
Известно мне и другое. Ассоциация "ДримКар" является системообразующим предприятием, которое создало в крае 2600 рабочих мест. Пока ни один человек не сокращен в связи с кризисом.
Сила не в деньгах, а в правде... А в чем правда? Я бы не взялся отвечать на этот глобальный вопрос. А вот что стращать народ вырубкой деревьев гораздо проще, чем объяснять ему же связь между развитием бизнеса и пополнением казны, как государственной, так и местной, - в этом я убежден определенно.
Х Х Х
На участке, отведенном для строительства автомобильного салона ООО "Тонус", удалено 431 дерево. Городу выплачена экологическая компенсация в размере более 11 миллионов рублей. На эти деньги можно высадить 23 тысячи саженцев.
Думаю, что читателям - особенно родителям и их детям, учащимся школ, а также чиновникам и судьям, в чьих руках судьба стадиона, - будет небезынтересно продолжение этой истории.