Сегодняшняя ситуация, когда в ряде регионов большая армия сокращенных сотрудников организаций в поисках быстрых заработков направилась в мелкорозничную торговлю, напоминает 90-е годы прошлого века. Считается, и многие очевидцы подтверждают этот факт, что на розничных рынках, особенно в небольших городах, стало значительно больше желающих встать за прилавок. Где-то уже образовался дефицит торговых мест, и муниципалитеты судорожно подыскивают участки для организации мини-рынков.
Так, в самой западной части России большая часть оказавшихся не у дел граждан пытается влиться в торговые ряды. В Калининграде самые большие сокращения зарегистрированы на обрабатывающем производстве (34,2 процента) и предприятиях оптовой и розничной торговли (14 процентов). И многие, вероятно, вспомнили времена пятнадцатилетней давности, когда инженеры с остановившихся заводов, учителя и прочие бюджетники, которым задерживали зарплату, ринулись зарабатывать на жизнь торговлей. Сначала едва сводили концы с концами, а потом, окрепнув, перебрались с тротуаров в ларьки и магазины. Побывав на рынке в небольшом промышленном городе Светлый, где имеется 400 торговых мест, не обнаружите ни одного свободного места. Правда, пока непроданным еще остался один павильон и еще один предлагается в субаренду. Жители Светлого, оставшись без работы, предлагают свои услуги по уборке территории, ремонту и даже готовы быть грузчиками. Однако, по мнению директора рынка Александра Пускова, из-за резкого снижения платежеспособности населения и в 2 раза выросшей арендной платы часть предпринимателей будут вынуждены уйти с рынка по причине финансовой несостоятельности.
И в самом Калининграде аналогичная перспектива ожидает продавцов, ведущих мелкий бизнес: 1800 ларьков могут приостановить свою деятельность и 5000 человек лишатся работы. Об этом предупредила инициативная группа владельцев торговых павильонов в своем обращении в комиссию окружного совета Калининграда по бюджету, финансам, налогам, экономической политике и муниципальной собственности. Депутаты вопрос "ларечников" пока не рассмотрели.
В Черняховске, третьем по численности населения городе Калининградской области, часть предпринимателей не могут развернуть торговлю из-за препятствий, чинимых дирекцией. Торговые площади здесь заполнены только на 10 процентов, по отзывам местных бизнесменов, еще и потому, что помещения сдаются в аренду от 600 до 1000 рублей за квадратный метр. В ситуацию, которая сложилась еще в докризисное время, вмешался прокурор района, но она далека от разрешения.
В соседнем Гусевском районе, где власти сделали ставку на развитие малого бизнеса, зарегистрировано 2668 малых предприятий и 1070 индивидуальных предпринимателей. "Малыши" дают возможность зарабатывать трети своих земляков. Сотрудник Гусевской администрации Вадим Крестинин рассказал корреспонденту "РБГ", что в разработанном муниципалитетом плане антикризисных мероприятий предусматривается ряд мер поддержки мобильного сектора экономики. В частности, увеличение количества объектов мелкорозничной торговли и проводимых сельскохозяйственных ярмарок. Специально, чтобы дать своим жителям возможность приторговывать в городе, создано два дополнительных мини-рынка для частников, причем места на ярмарочных торжищах селянам предоставляются бесплатно.
По мнению вице-президента "ОПОРЫ России" Владислава Корочкина, больше всего перспектив сейчас у продовольственных "ларечников". Здесь производственных издержек гораздо меньше, чем в стационарных павильонах, поэтому вполне реально заработать себе на жизнь. По мнению Владислава Корочкина, особенно распространено это явление "исхода" в мелкорозничную торговлю в городах Московской области.
Чтобы удостовериться, так ли это, корреспондент "РБГ" наведался в небольшой подмосковный город Пушкино с населением около 100 тысяч человек, который находится примерно в 30 километрах от Москвы. Официальную версию сегодняшней ситуации с палаточным бизнесом изложил заместитель главы администрации Пушкинского района Михаил Перцев, курирующий потребительский рынок:
- Массовых увольнений в нашем городе нет, поэтому и серьезного притока в рыночную сферу не зафиксировано. Палатки и стихийные ларьки - для нас отжившее явление, мы не первый год ведем целенаправленную политику отказа от нестационарной формы в пользу цивилизованной торговли в специально оборудованных для этого корпусах.
Действительно, в городе стихийных "ларечников" найти сложно. Побывав на центральном городском рынке, наблюдали такую картину: примерно треть палаток, торгующих промышленными товарами, пустует. Как рассказала нам одна из постоянных продавцов, в последнее время многие заканчивают день, так ничего и не реализовав, и получается, что за день "простоя" получаешь на руки лишь 200 рублей. Арендную плату повысили еще в декабре прошлого года (одно место теперь стоит в среднем от 18 000 до 19 500 рублей в месяц), спрос у населения резко снизился, поэтому не то что нет притока "новеньких", но и те, что торговали, сейчас пытаются найти, кому бы сдать свои места. Поэтому на рынке нам отсоветовали начинать бизнес с "палаточной торговли". Здесь неплохо идут дела только у тех, кто давно работает на себя. Так, одна бойко торгующая дама сообщила, что на доходы свои не жалуется, однако нелегкий это бизнес - вставать почти каждый день приходится в 4 утра.
В Архангельске решили какое-то время не трогать киоски и ларьки. Мотивировано это решение было простым подсчетом поступлений доходов в местную казну - по последним данным, городской бюджет получил на 56 млн рублей меньше, чем в 2007 году, причем львиная доля поступлений в казну - это налог на доходы с физических лиц.
Около года назад в Воронеже палаточная торговля была объявлена вне закона. Тогда предприниматели долгое время не могли успокоиться, пикетировали здание обладминистрации и даже пытались объявить голодовку, требуя, чтобы им дали возможность реализовать оставшийся товар "на прежнем месте". Сейчас ситуация изменилась, воронежские власти ввели мораторий на снос уличных палаток.