Так уж случилось, что по соседству с наиболее современной частью российской столицы - небоскребами Московского международного делового центра "Москва-Сити" - располагается самая заброшенная территория города, средоточие унылых складов и объектов коммунального хозяйства. После того как будет реализована схема развития Большого Сити, вчера утвержденная на заседании правительства Москвы, этот контраст останется в прошлом.
Других таких гигантских площадей, какие появятся здесь под новое строительство, в Москве давно уже не осталось. Как напомнил в своем докладе главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, территория будущего Большого Сити занимает более тысячи гектаров, являясь составной частью четырех административных округов столицы - Центрального, Северного, Северо-Западного и Западного. Расположена она в весьма привлекательном месте - излучине Москвы-реки, откуда открываются прекрасные виды на историческую Москву. Но красотой и ухоженностью, мягко говоря, не блещет, так как до сих пор здесь традиционно располагались разные подстанции, автобусные и троллейбусные парки, плодоовощные базы, бетонные заводы... Словом, всем тем, что характерно для любой даже не промышленной, а производственной зоны. Зелени всего 4 процента от нормативов, мест отдыха очень мало, так как территория, прилегающая к Москве-реке, не имеет очистных сооружений, дорог - вдвое меньше нормативов.
"Поэтому люди, проживающие здесь, постоянно находятся в зоне дискомфорта", - отметил Александр Кузьмин.
Прежде всего схема развития Большого Сити предполагает вывод оттуда устаревших предприятий. Но это не значит, что город потеряет рабочие места, напротив, подчеркнул первый заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, их появится впятеро больше - 370 тысяч вместо нынешних 53 тысяч. Но они будут уже совсем другие, эти рабочие места, - на предприятиях с инновационной направленностью, передовыми технологиями, а также в сфере малого и среднего бизнеса. Именно с этой целью из 20 миллионов квадратных метров недвижимости, которую предполагается построить в Большом Сити, третья часть будет отдана под сооружение офисных и административно-деловых центров и еще столько же - под производственные площади современных, экологически чистых предприятий.
На смену ветхим домам - а здесь 16 кварталов 1-3-этажных домов, построят около 7 миллионов квадратных метров новых комфортабельных жилых комплексов как коммерческой застройки, так и для расселения жителей из устаревшего жилья. Причем все новые районы будут строиться комплексно, с необходимым количеством школ, детских садов, объектов культурного и социального назначения, чего здесь не было никогда. Набережные Москвы-реки покроются новыми бульварами и скверами. А грандиозное дорожное строительство, в ходе которого планируется возвести около 36 километров новых трасс, сделает Большой Сити доступным из любой точки столицы. С этой целью предполагается построить, в частности, северный дублер Кутузовского проспекта, который пройдет от Четвертого транспортного кольца (в районе улицы Минской) до Третьего транспортного кольца, а также ряд дорог, которые соединят два берега Москвы-реки и районы, расположенные на них, радиальными связками.
Подойдет к Большому Сити и метрополитен. К его единственной ветке, подходящей сейчас к ММДЦ, добавятся еще две - Ходынская линия (первоочередной участок 3-го пересадочного контура) - ММДЦ "Москва-Сити" - "Савеловская" с электродепо и Калининская линия - Третьяковская - ММДЦ "Москва-Сити".
Вопрос о том, когда принятая схема может быть реализована, вчера даже не поднимался. Для того чтобы ответить на него, достаточно вспомнить, что 60 гектаров ММДЦ инвесторы осваивают уже более десяти лет. Сейчас же речь идет о тысяче гектаров, к тому же во время общемирового финансового кризиса. С другой стороны, как напомнил вчера депутат Московской городской Думы Михаил Москвин-Тарханов, когда в начале девяностых только рассматривался проект создания "Москва-Сити", было немало сомневающихся в том, зачем он вообще нужен российской столице. Зато теперь, когда город поставил перед собой цель превратить Москву в международный финансовый центр, вся необходимая для этого инфраструктура уже есть. К тому же на 5-7 процентах территории Большого Сити, как отметил Александр Кузьмин, работы можно начинать хоть сегодня - есть уже и проектно-сметная документация, и инвесторы, желающие вложить деньги.