"Практически на всех вокзалах и в аэропортах столицы выявлены нарушения Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - заявил корреспонденту "РГ" прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Владимир Тюльков.
- Как показала проверка, человек с ограниченными возможностями беспрепятственно может отправиться в дорогу с единственного вокзала - Ленинградского. Конечно, все эти здания построены давно - большинство считаются памятниками. Но вот, например, Киевский, Ярославский и Казанский вокзалы реконструировались летом 2007 года, а федеральный закон, требующий обеспечить инвалидам (в том числе на колясках и с собаками-проводниками) необходимые условия для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, принят еще в 2005 году. Ни пандусов, ни поручней здесь нет. К фирме "Ремстройсервис", которая занималась реконструкцией, у прокуратуры серьезные претензии.
Собственно, не так много и нужно, чтобы инвалиды могли отправиться в дальнюю дорогу поездом или самолетом. Есть санитарные правила по организации пассажирских перевозок, где сказано: для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале должны быть предусмотрены пандусы, грузопассажирские лифты для колясочников с сопровождающими лицами (размер кабины 110 х 140 см), обустроенные места в зале ожидания, в кафе и ресторанах, специальные туалеты... Но из этого списка прокурорские проверяющие мало что увидели в действительности.
Например, на Курском вокзале формально имеются две кассы для инвалидов, но окошки расположены слишком высоко (по правилам - не выше 0,8 метра) - человек на коляске с трудом дотянется до билетов. И багаж не сдаст - нет ему доступа к багажному отделению, и по телефону-автомату не позвонит - не достать. Входы и выходы на платформы как дальнего, так и пригородного сообщения не приспособлены для самостоятельного передвижения инвалидов - ни пандусов, ни специальных поручней. (Есть один - из пятого туннеля).
Схожая картина - на многих других железнодорожных станциях курского направления. На вокзалах Подольска, Чехова, Серпухова билетные кассы не соответствуют требованиям, переход с одной платформы на другую невозможен, поскольку лестницы без пандусов - есть только полозья для детских колясок. А на платформах станций "Красный строитель", "Серп и молот", "Перерва", "Люблино" и родителям с детской коляской путь заказан - тут и полозьев нет.
На Павелецком направлении практически ни одна из проверенных железнодорожных станций и остановок не оснащена пандусами и поручнями. Там, где низкие платформы, нет оборудования для подъема инвалидов в вагон поезда и для спуска.
Немало нарушений обнаружено на Казанском, Рижском, Белорусском, Киевском, Ярославском и Савеловском вокзалах... На этом фоне Ленинградский выглядит образцово. Кассы и телефоны-автоматы на нужной высоте, пандусы для въезда и выезда в здание, специальные туалеты, а на автостоянке возле вокзала выделены места для парковки машин, принадлежащих инвалидам.
Что касается аэропортов, то и в них проблемы с передвижением маломобильных пассажиров. Например, во Внуково в камеру хранения ведет лестница с пандусом, но уклон слишком крутой. Съехать еще можно, а подняться - не получится. Без посторонней помощи до багажа не добраться. А в Шереметьево-1 инвалиду не попасть в зал ожидания на втором этаже - подъем только по лестнице.
- По результатам проверки, - сообщает Владимир Тюльков, - прокуратура внесла 31 представление в адрес руководителей авиа- и железнодорожных предприятий об устранении нарушений законодательства, возбуждено 6 административных дел, 8 исковых заявлений направлено в суды... В месячный срок должны быть приняты меры.