Вчера в присутствии президента Дмитрия Медведева российская энергетика открыла для себя новые перспективы - на Сахалине был торжественно запущен первый в стране завод по сжижению газа.
Огромный экономический потенциал Сахалина только начинает раскрываться. Уже в 90-х годах на Сахалин положили глаз многие компании мира. Выяснилось, что остров и его шельф скрывают в себе значительные запасы природных ресурсов, из которых особую ценность представляли нефть и газ. Тогда и появились международные проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", оформленные по соглашениям о разделе продукции с привлечением в качестве партнеров иностранных компаний. Вчера участники "Сахалина-2" - российский "Газпром", японские "Митцуи" и "Мицубиси", а также англо-голландская "Шелл" - сдавали очередной этап проекта. В заливе Анива теперь будет работать первый в России завод по сжижению газа. "Мы все присутствуем при знаковом событии, - подчеркнул Дмитрий Медведев на церемонии открытия завода. - Это одно из самых передовых видов производства, которое отвечает высоким стандартам".
Еще больше новое производство отвечает интересам России. "Для наших производств будут открыты новые рынки, - заметил российский лидер позже, встречаясь с представителями деловых кругов. - Наша страна автоматически присоединяется к клубу 15 государств - экспортеров сжиженного природного газа". Весь газ, производимый на заводе, законтрактован на десятилетия вперед, и в ближайшие годы - по крайней мере, пока не появятся новые подобные заводы - Россия будет занимать 5 процентов рынка СПГ. По словам представителей компании-оператора "Сахалина-2" "Сахалин энерджи", 65 процентов вырабатываемого газа будет поставляться в Японию, 20 процентов - на западное побережье Северной Америки, а остальное в Южную Корею. Символичным Дмитрий Медведев считает тот факт, что завод открывается в разгар мирового финансового кризиса. "Кризисы приходят и уходят, а производства такого рода остаются", - заявил глава государства. Наконец, старт проекта открывает и новые перспективы для региона, чья ресурсная база еще толком не разработана. Надо отметить, что, например, "Сахалин-2" - это только 9 процентов всех запасов Сахалина. Что касается непосредственно завода, то его мощность составляет 9,6 миллиона тонн сжиженного газа, что является эквивалентом 14 миллиардам кубометров более привычного газа, идущего по трубе.
Правда, на проектную мощность предприятие планирует выйти только в следующем году. В этом же будет осуществлено около 50 отгрузок. Доставка СПГ будет осуществляться тремя современными плавучими газовозами вместимостью 145 тысяч кубометров. Танкеры находятся в долгосрочном фрахте, а принадлежат двум российско-японским консорциумам. В одном участвует "Совкомфлот", в другом - Приморское морское пароходство. Один из крупнейших в мире заводов по сжижению газа обошелся участникам проекта в 3,9 миллиарда долларов. Причем СРП предполагает, что как только инвесторы компенсируют свои затраты, завод перейдет в собственность России.
Затраты, безусловно, ощутимые, и, возможно, намного проще было бы просто протянуть трубу от Сахалина до Японии, куда рукой подать. Однако представители "Сахалин энерджи" настойчиво стояли на том, что доставка СПГ морем дает больше возможностей для диверсификации поставок. Во-первых, экспорт не привязан к транзиту через третьи страны. Во-вторых, не требуется межправительственных согласований по вопросам прокладки трубы, которые могут затянуться на долгие годы.
Действия России на энергетических рынках Дмитрий Медведев позже обсудил на специальном совещании, где рассматривались вопросы повышения эффективности участия нашей страны в рамках международного энергетического сотрудничества. Успехи и достижения последних лет, когда отечественный энергетический сектор рос как на дрожжах вместе с развивавшейся мировой экономикой и высокими ценами на ресурсы, сегодня не могут подменить собой новые условия работы на мировом рынке. "Россия является одним из крупных игроков на энергетическом рынке", - заявил Дмитрий Медведев членам правительства и представителям крупнейших компаний. Это накладывает и определенные проблемы: давление, вызванное кризисом, конкуренция, усиливающаяся зависимость от стран-транзитеров. При этом глава государства уверен, что отношения России с другими странами в области энергетики недостаточно систематизированы. "Взаимоотношения с внешним миром в этой сфере носят зачастую абсолютно формальный характер, - заявил Медведев. - Более того, мы и сами ошибки совершаем. Зачастую мы не просчитываем до конца политические риски и практические последствия". В то же время наша страна должна прикладывать все усилия, чтобы формировать ситуацию под себя, а не находиться в русле чьих-то интересов. "Нельзя допустить того, чтобы темы энергетического сотрудничества, энергетического диалога осуществлялись без нашего участия", - указал президент. В этой связи Россия обязана активизировать свое участие в энергетическом сотрудничестве - консолидировать усилия производителей и потребителей ресурсов, развивать диалог со странами СНГ, ЕврАзЭС, ЕС и США, а также не забывать о координации деятельности с ОПЕК и странами - экспортерами газа.
- Энергетика сегодня стала одной из точек противостояния, и конечно, нам нужно отстаивать нашу позицию в отношении ценообразования на основные продукты энергетики, - указал на еще один аспект глава государства. - Особенно это необходимо делать в условиях такого сложного положения в международной финансовой системе. Основная трудность в этом плане связана с отсутствием информационной составляющей. "Главное, наладить собственную информационную базу, уверен Медведев. - Нам нужно формировать и общественное мнение, а также учиться последовательному влиянию на позиции партнеров на этом рынке".
Запуск "Сахалина-2" стал не только площадкой для бизнес-встреч, но и государственных переговоров. Принять участие в открытии завода прибыл премьер-министр Японии Таро Асо. Медведев познакомился с ним еще в Перу в конце ноября прошлого года на площадке саммита АТЭС. От нового японского премьера ждали и нового, более конструктивного отношения к российско-японскому диалогу. Но премьер, как и многие его предшественники, ставил во главу угла территориальные вопросы. На Сахалине Таро Асо выбрал другую тактику. "Товарооборот у нас устойчиво растет, - заявил Дмитрий Медведев на встрече. - По итогам прошлого года, он вышел на уровень в 30 миллиардов долларов - это хорошая цифра. Мы считаем, что нужно думать о дальнейшем расширении торговых отношений, относимся с большим вниманием к тем инвестиционным проектам, которые сегодня реализуются". Таро Асо поддержал предложенную российским лидером линию переговоров, сконцентрировавшись на экономической составляющей сотрудничества. Интересующий всю Японию территориальный вопрос премьер, конечно же, не мог не упомянуть. Но, как подчеркивают источники в российской делегации, развивать эту тему не стал, тем более что российская позиция в этом вопросе остается неизменной.