Впервые принято определение Верховного суда по вопросу прописки гражданам бывшего СССР.
За последние годы из стран бывшего Советского Союза в Россию на постоянное место жительства перебрались уже несколько миллионов наших соотечественников. Проблем, с которыми эти люди столкнулись по возвращении, было множество. Одна из самых острых - пенсии.
Невзирая на гражданство
Кто из приехавших на них имеет право, а кто нет, какими законами определяются пенсионные выплаты в России тем, кто раньше получал деньги в других государствах СНГ? Как сделать, чтоб деньги на старость приходили по новому адресу? На эти и другие вопросы теперь ответил Верховный суд. Поводом для важного решения послужила жалоба жительницы Ульяновской области. То, как разобрала ее ситуацию с точки зрения наших законов высшая судебная инстанция, станет руководством к действию для судей на других аналогичных процессах.
Пенсионерка, она же бывшая гражданка Узбекистана, обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду. Суть претензий женщины была вот в чем. Она прибыла в Ульяновскую область в августе 2002 года, причем приехала, как говорится, навсегда. Пенсию женщина начала получать еще в советские времена с середины 80-х. Обосновавшись в одном из районов Ульяновской области, она пошла в пенсионные органы с заявлением о назначении ей пенсии. Но получила отказ, так как у нее не было ни вида на жительство, ни российского паспорта. Гражданка посчитала такой отказ незаконным, потому что постоянно живет в области и там же временно зарегистрирована. Лишь с 2004 года она получила разрешение на временное проживание сроком до 2007 года. Но в середине 2005 года пенсионерка получила российское гражданство, а с ним и пенсию. Теперь она хотела получить пенсию с 2002 по 2005 годы. По ее подсчетам - 42 тысячи рублей. Все суды Ульяновской области - районный, областной и президиум областного ей в этом отказали.
Дело по жалобе теперь уже российской пенсионерки дошло до Верховного суда, и его разбирала коллегия по гражданским делам.
Главное - жить в России
В части 3 статьи 62 Конституции говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с нашими гражданами, за исключением особых случаев, специально оговоренных законом. По части 1 статьи 39 нашего Основного Закона каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по инвалидности, потере кормильца и прочее. Причем право на социальное обеспечение гарантируется человеку вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства. Это значит, что иностранцам и лицам без гражданства наравне с россиянами гарантируется право на соцобеспечение.
Из двух наших законов - "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" следует, что право на трудовую пенсию имеют иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в России. При этом наши законы связывают право на пенсию лишь с фактом постоянного проживания в стране на законных основаниях.
Вид на жительство такое законное право удостоверяет. Суд подчеркнул: "само по себе отсутствие вида на жительство... не может рассматриваться как лишение прав на пенсию".
Порядок пенсионного обеспечения граждан, которые приехали в Россию из стран СНГ, регулируется специальным "Соглашением о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения". Его подписали наши страны 13 марта 1992 года. В соглашении сказано, что пенсии людям в государствах-участниках платятся по законам того государства, где люди живут. По части 3 статьи 3 нашего Закона "О трудовых пенсиях в РФ" иностранцы, постоянно живущие у нас, имеют право на трудовую пенсию наравне с нашими гражданами. Это значит, что обязательным условием назначения пенсии является постоянное проживание в России. А по другому закону - "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (пункт 1 статьи 2) - постоянно проживающим у нас иностранцем считается человек, который получил вид на жительство. Кроме этого закона есть еще и перечень необходимых документов для назначения трудовой пенсии. Перечень этот прописан в Законе "О трудовых пенсиях в РФ".
Вот и получилось, что до 2005 года наша пенсионерка имела статус человека, живущего в России временно, и, значит, право на пенсию у нас не приобрела. А потом получила гражданство и была уверена, что это и есть доказательство ее намерений жить в Ульяновской области постоянно с момента приезда. Но суд подчеркнул особо: предоставление гражданства - это не только волеизъявление человека, но и такое же волеизъявление государства, которое может его дать, а может и нет. И это совсем не значит, что до получения гражданства пенсионерка имела статус постоянно проживающего человека.
Таким образом, одним из главных условий для приезжих пожилых людей при получении российской пенсии Верховный суд назвал получение вида на жительство. А это много проще и быстрее, чем получение гражданства и российского паспорта.