Елена Гордиенко: Прокурорский работник не имеет права отправить в корзину ни одно обращение граждан

Суд Лабинского района признал незаконной бездеятельность администрации Сладковского сельского поселения, по вине которой зимой без отопления остался поселок Розовый.

Это одно из немногих "коммунальных дел", завершившихся в пользу рядовых граждан.

Половина нарушений закона в Краснодарском крае происходит именно в сфере ЖКХ. Как все-таки победить коммунальный беспредел? На вопросы корреспондента "РГ" отвечает Елена Гордиенко, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Краснодарского края.

Российская газета : Елена Викторовна, почему жителям поселка Розовый удалось-таки добиться решения проблемы?

Елена Гордиенко : В первую очередь потому, что граждане действовали грамотно. Они обратились с заявлением в краевую Госжилинспекцию, ее специалисты приняли меры в рамках своей компетенции, однако результатов это не дало: градусник в квартирах в поселке Розовом по-прежнему показывал зимой до плюс 14 градусов. Из Госжилинспекции сообщили об этом нам. Когда мы начали свою проверку, оказалось, что прокуратура Лабинского района уже этим занимается.

РГ : И что выяснилось?

Гордиенко : Причина, к сожалению, типичная - тепловые сети, за счет которых отапливался поселок, практически разрушены. Они были бесхозными до 2004 года, потом их приняли в муниципальную собственность, однако денег на обслуживание выделялось мизерное количество.

РГ : Как завершилась эта история?

Гордиенко : Лабинская межрайонная прокуратура предъявила судебный иск администрации Сладковского сельского поселения о признании ее бездействия незаконным. Два должностных лица привлечены к административной ответственности, но главное - ведутся работы по реконструкции тепловых сетей.

РГ : К нам не раз обращались пенсионеры, утверждавшие, что коммунальщики их порой обсчитывают.

Гордиенко : С подобным самоуправством мы встретились, например, в Васюринском сельском поселении. Специалисты МУП "Васюринское" в нескольких домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии, в ноябре 2008 года рассчитали плату не по показаниям этих приборов, а в соответствии с нормативами потребления (а это гораздо большая сумма), хотя жильцы своевременно подали все необходимые сведения. Директор МУП объяснил это тем, что у него нет договоров на техобслуживание приборов учета. Граждане обратились к прокурору Динского района. По результатам проверки против директора МУП возбуждено дело об административном правонарушении, по статье 19.1 Кодекса административных правонарушений (самоуправство).

РГ : Как составить заявление в прокуратуру о нарушениях в сфере ЖКХ ?

Гордиенко : Обращение пишется в свободной форме на имя прокурора того округа или района, в котором живет гражданин. Если ответ районного или окружного прокурора не устроит заявителя, стоит обратиться в краевую прокуратуру. Если не устроит и наш ответ - в Генеральную прокуратуру РФ. В любом случае в заявлении четко должен быть указан предмет нарушения, описано, что именно не устраивает в работе коммунальных служб, и дан точный адрес заявителя, чтобы с ним в любой момент можно было связаться.

РГ : По каким "коммунальным" вопросам бессмысленно идти в прокуратуру?

Гордиенко : Есть специально созданные контролирующие инстанции, занимающиеся различными вопросами жилищно-коммунального обслуживания. И мы эти органы не дублируем. Есть проблемы качества коммунальных услуг, ремонта дома - это к Госжилинспекции. Другая инстанция, связанная с контролем коммунальных услуг - Роспотребнадзор. Если человек не согласен с суммой оплаты коммунальных услуг, ему лучше сразу идти в суд.

В прокуратуру жалуются на бездействие контролирующих органов и муниципальных властей уже после того, как побывали в них и не добились никаких положительных результатов.

Но в мусорную корзину прокурорский работник не имеет права отправить ни одного обращения граждан. Даже если жалоба не по адресу, ее должны переадресовать, и она в итоге попадет в соответствующую структуру. Другое дело, что при таком варианте результата придется ждать дольше.

Прямая речь

Владимир Набатников, заместитель руководителя Государственной жилинспекции Краснодарского края:

- В 2008 году Госжилинспекцией рассмотрена 1731 жалоба от граждан (для сравнения: в 2007 году - 1446). По ним возбуждено 969 административных дел, 356 направлены на рассмотрение мировым судьям - за неисполнение в срок предписаний Госжилинспекции и неуплату в срок административных штрафов. Размеры этих штрафов - от четырех тысяч рублей для физического лица до 40 тысяч рублей для юридического.

В Государственную жилинспекцию Краснодарского края обращаются в том случае, когда речь идет об общем имуществе многоквартирного жилого дома. Под общим имуществом следует понимать подвалы, чердаки, общие коридоры, ограждающие конструкции здания, то есть все то в доме, что находится за пределами вашей квартиры.

Также мы рассматриваем вопросы, связанные с техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования. Контролируем своевременное выполнение работ по содержанию и ремонту общих помещений в многоквартирных домах.

В Госжилинспекцию можно обращаться и в случаях незаконной перепланировки и переустройства жилых и нежилых помещений. В нашей компетенции находятся и вопросы, связанные с нарушениями правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Речь идет о нормативном уровне и режиме водо- и газоснабжения, своевременной подаче электричества и тепла. Например, есть в доме горячая вода или нет, вовремя ли подается тепло и какова температура воздуха в квартирах (а она должна быть не ниже плюс 18 градусов) - это наши проблемы.

Однако инспекторы выезжают для проверки по жалобе только в том случае, если в ней указаны фамилия, инициалы, место жительства автора, желательно и телефон для связи. Анонимки инспекцией не рассматриваются. Обращение пишется в произвольной форме. Рассматривается оно в течение месяца, но в тех случаях, когда требуется собрать дополнительную информацию, срок может быть продлен до двух месяцев.

На заметку

"Горячая линия" прокуратуры Краснодарского края - (861) 262-27-49 - работает круглосуточно с понедельника по пятницу; устная жалоба записывается на автоответчик и фиксируется в журнале дежурного.