Настоящий талант может пробиться даже, несмотря на физический недуг. В этом убеждены педагоги единственной на юге Кузбасса общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих детей.
В 106-й школе обучаются 79 обычных, на первый взгляд, мальчишек и девчонок. Разве что практически все в очках. Виктор Иванович с гордостью демонстрирует награды своих учеников за творческие, спортивные, интеллектуальные достижения. Недостаток зрения компенсируется другими способностями. Только их нужно разглядеть и поддержать.
Пальцы быстро перебирают баянные кнопочки, ребята слушают десятиклассника Сережу Подкорытова, затаив дыхание. Трудно поверить, что этому крепкому 16-летнему парню когда-то прочили быть прикованным к инвалидной коляске.
Сережа обучается индивидуально. Школа - дважды в неделю. Музыка - по пять часов каждый день. Вечером, когда бабушка возвращается с работы, они вместе садятся за уроки: литературу, физику, биологию, географию приходится учить "на слух" - нет специальных книг. Педагоги надеются, что Сережа, получив аттестат, вернется в родную школу учителем музыки. Ведь он как никто сможет понять детей, лишенных возможности видеть.
Когда двухмесячного Сережу принесли домой, все заботы о крохе легли на плечи бабушки и дедушки - Аллы Андреевны и Николая Александровича Пилипенко. Им предлагали отказаться от малыша: медики вынесли заключение, что он никогда не будет видеть, не сможет ходить. Мол, зачем такая обуза немолодым уже людям…
Чтобы поставить мальчика на ноги, Алла Андреевна разработала собственную методику:
- Уезжали подальше от любопытных глаз: летом - в лес, зимой - на берег Томи. И каждый день учились ходить - шаг за шагом. Когда у мальчика не оставалось сил, привязывала его ножки к своим. А в ручки давала пластиковые бутылочки, сначала пустые, потом с водой. Так и ходили…
После упорных тренировок Сережа начал двигаться самостоятельно. Врачи только руками развели: этого не может быть!
Первый учебный год Сережа "закончил" досрочно: он не усваивал материал, поэтому вставал и уходил посреди урока. Сколько бабушка ни билась, из школы внука пришлось забрать. На следующий год все повторилось. Врачи твердили:
- Не мучайте себя и ребенка, вы же видите, что мальчик необучаемый!
Но Алла Андреевна видела, что у него цепкая память, абсолютный слух и удивительно развитая тактильная чувствительность. Может тут же напеть понравившуюся мелодию. Записи на кассетах безошибочно определяет, едва коснувшись обложки. Дотронувшись до руки незнакомого человека, запоминает его и всегда может назвать по имени…
Вот только учебников со специальным рельефно-точечным шрифтом Брайля, в то время было днем с огнем не найти. Но Алла Андреевна объездила все учреждения, где обучают детей с патологией зрения, стучалась в кабинеты, доставала нужные книги. И они вместе начали читать букварь пальчиками.
- Бывало, плакали вдвоем, когда не получалось, - вспоминает она. - Вытрем слезы - и снова за учебу.
Когда Сережа поступил в первый класс уже в третий раз, случилось то, что иначе как чудом не назовешь. Тифлопедагог Валерий Данилов, тоже инвалид по зрению, нашел "ключик" к мальчику. И уже через короткое время тот бойко писал специальным грифелем и печатал на брайлевской машинке. Годовую программу осваивал за одну четверть, сдавал экзамены на "хорошо" и "отлично" и без передышки шел на штурм очередной "ступеньки". На следующий год он пошел уже в пятый класс.
Когда бабушка с дедушкой обратились в музыкальную школу с просьбой зачислить туда внука, педагоги растерялись: им раньше не приходилось иметь дело с такими детьми. Договорились так: пойдет учеба - значит, Сережа остается, нет - уходит без обид. Мальчишка просто засиял, узнав, что принят в школу. Старенький, "с хрипотцой", баян для начинающих ему подарил Валерий Дмитриевич.
Музыкальную грамоту парнишка изучал под магнитофон: запишет мелодию, потом "разбивает" на нотки и подбирает на слух. Параллельно освоил аккордеон. Год назад Сергей успешно окончил музыкальную школу. Его незаурядные способности заметили и предложили продолжить образование в Курском специализированном музыкальном училище для слепых. Но отправлять незрячего школьника за тридевять земель семья не решилась.
иректор школы обратился с просьбой принять неординарного баяниста в Новокузнецкое музыкальное училище. И талантливому парню вручили студенческий билет. В порядке исключения. Сейчас он успешно совмещает школьные уроки с занятиями в училище, играет на четырех инструментах. Вот только совершенствовать мастерство на старом баяне уже невозможно - не хватает диапазонов. Нужен новый, концертный инструмент. Но при скудном семейном достатке мечта практически недосягаема.
- Он очень старается, знает, что в будущем музыка - его хлеб, - сетует Алла Андреевна.
Виктор Покачалов, директор школы № 106 города Новокузнецка:
- По данным новокузнецких офтальмологов, зрение нарушено у каждого пятого ребенка. Факторов, тому способствующих, много: экология, наследственность, снижение иммунитета, непомерные нагрузки в школе. Зрительные патологии тянут за собой глубокие изменения в неокрепшем организме. Тем не менее многие родители таких детей стараются отправить их в обычную школу, а то и в лицеи, гимназии. Мы же ведем коррекционно-развивающее компенсаторное обучение слабовидящих и слепых ребятишек. Работая по общеобразовательной программе, преподаем коррекционные курсы: ЛФК, ритмику, охрану зрения. Детей наблюдает врач-офтальмолог. Не менее важно привить им навыки бытовой ориентации, которые помогут адаптироваться и найти себя в жизни. Наши выпускники продолжают учебу в средних и высших учебных заведениях, трудоустраиваются. Правда, школа рассчитана максимум на 80 учащихся, а нуждающихся в ней только в Новокузнецке около 300.