Целую череду кадровых "осечек" допустила с первых шагов формирующаяся администрация Барака Обамы в США. Сами по себе эти неприятности не слишком опасны для нового президента, но они отвлекают Белый дом от решения безотлагательных политических задач, а заодно подрывают в народе веру в то, что "новая метла" действительно в состоянии быстро навести обещанные чистоту и порядок на вашингтонской политической кухне.
Самая крупная и болезненная для новой администрации кадровая потеря - Том Дэшл. Бывший лидер демократов в сенате США, выдвинутый Обамой на пост министра здравоохранения и социальных служб, вынужден был взять самоотвод из-за прошлых ошибок с уплатой личных налогов. Он заявил, что не хочет "отвлекать на себя внимание" от президентской повестки дня, в которой реформе системы здравоохранения в США отводится одно из первых мест. Со своей стороны, глава администрации объявил, что "с горечью и сожалением" принимает его отставку.
В этих словах наверняка нет ни малейшего преувеличения. Для Обамы Дэшл - близкий товарищ, причем старший. В свое время он "взял под крыло" молодого сенатора из Иллинойса, а когда сам уходил из сената, щедро поделился с ним кадрами помощников. Среди них был, кстати, и нынешний пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс, которому приходится теперь вести нелегкие объяснения с журналистами по поводу судьбы бывшего шефа.
Дэшл изначально рассматривался как один из опорных игроков в "команде" Обамы, и в свое время ему прочили даже пост руководителя аппарата сотрудников Белого дома. В итоге - с учетом его собственных политических предпочтений и опыта - он получил назначение в минсоцздрав, а заодно стал еще и куратором этого ведомства в Белом доме, после чего пресса окрестила его новым "медицинским царем" США. Кстати, "наследника" у него пока нет. "Зависла" и судьба реформы - действительно жизненно важной для страны, особенно в условиях острейшего финансово-экономического кризиса.
Многие считают, что при большом желании Обама мог бы настоять на утверждении своего друга министром. Сенат, судя по высказываниям ключевых игроков, был к этому готов. В том, что Дэшл - самая подходящая фигура для подготовки планов реформы и проведения их через конгресс, и теперь почти никто не сомневается. Но все же в Белом доме, видимо, решили, что в складывающихся обстоятельствах верность дружбе и даже интересы дела - непозволительная роскошь.
Оно и понятно. В прессе США сразу замелькали язвительные утверждения о том, что у Обамы одни правила для себя и "своих" и совсем другие - для всех прочих, что его призывы к ответственности и самоотверженности, честности и открытости, единству и сплоченности в работе на общее благо - не более чем красивые слова. Конечно, для политика, пришедшего к власти именно под лозунгом подобных перемен, разрушение надежды на них смерти подобно. И, к чести Обамы, надо сказать, что он не пытался выгораживать ни себя, ни своих назначенцев, а сразу публично признал, что "напортачил".
Речь шла не только о Дэшле. "Медицинский царь", вынужденно отрекшийся от "престола", был не первым из выдвиженцев Обамы, "ошибшимся" в свою пользу при уплате налогов. Ранее в такой же ситуации оказался Тимоти Гайтнер, назначенный... новым министром финансов США. Тот, однако, не стал снимать свою кандидатуру, а прошел - хотя и "со скрипом" - утверждение в сенате.
Известно, что под шумок истории с Дэшлом взяла самоотвод еще и Нэнси Киллефер, выдвинутая Обамой на новую должность "генерального контролера" за эффективностью деятельности федерального правительства и расходования бюджетных средств. Она, оказывается, тоже в свое время недорассчиталась с казной по налогам - пусть и не своим собственным, а своей домашней прислуги. Одновременно выяснилось, что задним числом спешно погасил многолетние налоговые недоимки и муж Хильды Солис, назначенной, но пока еще не утвержденной министром труда США.
Наконец, до "осечки" с Дэшлом у Обамы был еще как минимум один крупный "прокол". Губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон, которому изначально была предложена престижная должность министра торговли, отказался от нее из-за сомнений по поводу законности некоторых коммерческих сделок властей штата. Там сейчас по этому поводу ведется расследование. А Ричардсон, между прочим, в прошлом году сам боролся за выдвижение кандидатом в президенты США.
Перед официальным приходом к власти "команда" Обамы похвалялась тем, как оперативно она подыскала сильные фигуры на ключевые правительственные посты. Теперь Гиббса спрашивают, не лучше ли было действовать помедленнее, но зато потщательнее проверять претендентов. Тот отвечает, что, мол, дела и заботы, которых сейчас у Америки невпроворот, ждать не могут.
Это, наверное, так и есть. Но в спешке "смешить людей" для молодого и заведомо не очень опытного президента страны довольно рискованно. Он обаятелен и красноречив, но в условиях кризиса от него ждут не слов, а дела. И можно не сомневаться, что республиканская политическая оппозиция в США не простит ему и малейших оплошностей.
Об этом предупреждал на днях на встрече с иностранными журналистами в Вашингтоне один из самых маститых местных политологов, издатель именного аналитического бюллетеня Чарли Кук. Сам он не скрывает симпатий к молодому президенту и говорит, что и избиратели - даже те, кто сам прошлой осенью не голосовал за Обаму, - дают ему сейчас "своего рода карт-бланш". Люди хотят, чтобы он "вытащил машину из канавы", и готовы оставить на потом вопросы о том, насколько она окажется помятой и во что обойдется ремонт, образно пояснил специалист.
При этом, однако, он считает, что новому хозяину Белого дома, сталкивающемуся с более серьезными вызовами, чем любой другой президент со времен Франклина Делано Рузвельта, не следует слишком обольщаться по поводу своего "кредита доверия". "Если президент Обама станет слишком много на себя брать, если некоторые накладки, которые уже происходят, станут тенденцией, если сформируется впечатление некомпетентности и бестолковости, то "медовый месяц" досрочно завершится и традиционные предпочтения избирателей скорее всего вернутся туда же, где находились прежде", - заявил Кук.
По его убеждению, добиться хотя бы первых видимых результатов в оздоровлении экономики США Обаме необходимо уже к лету будущего года. Иначе в ноябре, на промежуточных выборах в конгресс, демократам трудно будет рассчитывать на успех.
Кук не придает большого значения упрекам в "насаждении социализма", градом сыплющимся на нового президента-демократа с правого фланга американской политики. По его убеждению, Обама на самом деле и сам не склонен к подобному радикализму, да и "тормоза" в виде консервативно настроенных законодателей у политической системы страны достаточно надежны. Для простых же людей главным критерием в оценке новой власти будут не "ветхие идеологические ярлыки", а "компетентность в работе".