С 1 марта начинается создание нового ведомства, которое будет заниматься вопросами учета и регистрации прав на недвижимость: Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии.
Новая структура образуется на базе прежних Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Судя по звонкам в редакцию, людей очень волнует: не приведет ли такая масштабная реорганизация к неразберихе и куда надо подавать документы на регистрацию прав недвижимости после 1 марта? Тревожат и сообщения в некоторых СМИ, что 1 января 2010 года закончится действие закона о "дачной амнистии". А что будет потом - не придется ли выкупать свои земельные участки по коммерческой цене?
Никаких сбоев в системе регистрации прав на недвижимость не произойдет, пояснил замглавы минэкономразвития Игорь Манылов. Реорганизация закончится к 2011 году. И пока порядок оформления сделок с недвижимостью остается прежним - документы надо подавать в территориальные отделения Росрегистрации и Роснедвижимости.
Что до закона о "дачной амнистии", то срок оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, в том числе и на земельные участки, не ограничен, успокоили в минэкономразвития. С 1 января 2010 года заканчивается только установленный законом срок, в течение которого граждане могут зарегистрировать право на индивидуальный жилой дом без представления разрешения органа местного самоуправления на ввод его в эксплуатацию или без разрешения на строительство, в случае если оно еще не завершено.
Не откладывайте на завтра
Между тем, несмотря на отсутствие сроков окончания "дачной амнистии", особенно затягивать с оформлением прав собственности все же не стоит. Так, например, в прошлом году были приняты поправки, разрешающие передавать "недооформленную" по новым правилам землю наследникам. И многие граждане решили отложить оформление земли в надежде на то, что со временем схлынут очереди, станут дешевле процедуры по межеванию. Однако по Земельному кодексу использование земли в РФ платное. И отсутствие оформленного права на участок при принятии наследства приводит к тому, что исчислить земельный налог невозможно. А неуплата налога, в свою очередь, является нарушением земельного законодательства, напоминают в минэкономразвития.
Кроме того, отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ участков приводит к большому количеству земельных споров между гражданами. Между тем с этого года у граждан будет меньше хлопот при постановке земельного участка на кадастровый учет.
С 1 января 2009 года вступил в силу приказ минэкономразвития, которым утверждены формы межевого плана и требования к его подготовке. Межевой план - один из основных документов, необходимых для постановки на кадастровый учет. Раньше требования к землеустроительной документации были "размыты", и это подчас тоже приводило к недоразумениям. В новых правилах все прописано буквально до запятой. Межевой план состоит из текстовой и графической частей. Для его оформления требуются кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый план территории, картографические материалы, землеустроительная документация.
При этом граждане, которые заключили договоры на выполнение работ по подготовке документов для кадастрового учета до 1 января 2009 года, могут при постановке участков на кадастровый учет вместо плана предоставлять описания земельных участков. То есть документы, которые были предусмотрены ранее. Но их будут принимать только до 1 июля 2009 года. А потом понадобится межевой план.
Без нервов и очередей
Идея о слиянии Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскартографии в одно ведомство возникла несколько лет назад. Смысл такой реорганизации - упростить для граждан процедуру оформления недвижимости в собственность, избавить их от лишней нервотрепки.
Слияние будет проходить постепенно, в течение двух лет. А с 2011 года на территории всей страны должен заработать режим "одного окна".
Однако уже в этом году в некоторых регионах граждане смогут обращаться по вопросам сделок с недвижимостью в один офис, надеются в минэкономразвития. При этом параллельно будут внедряться и другие новшества, которые помогут разгрузить очереди. Например, из общего потока выделят юридических лиц - предпринимателей, которые регистрируют сразу несколько объектов недвижимости. Это сократит очереди на 30-40 процентов.
Уже в 2010 году не только в самих службах, но и в других людных местах, вплоть до торговых центров, установят специальные терминалы - т.н. инфоматы. С их помощью граждане не только смогут получить информацию о порядке подачи документов и требованиях к ним, но и записаться в очередь, заполнить некоторые бланки и даже внести платежи.
Также со следующего года услуги по "замеру" участков и жилых строений будут проводить новые специалисты - кадастровые инженеры.
1 Это позволит гражданам существенно сэкономить время: не надо будет отдельно вызывать специалистов БТИ и землемеров.
2 Это поможет избежать противоречий в документах, потому что подчас сведения БТИ не совпадают с данными из Земельного кадастра.
Эти "нестыковки" служат причиной для отказа в приеме документов на регистрацию. Для кадастровых инженеров уже разработана система аттестации и специальных требований. А создание рынка услуг, оказываемых кадастровыми инженерами, позволит постепенно сбить цены.
И, наконец, в перспективе могут появиться новые структуры, которые будут оказывать ряд услуг на платной основе. Сейчас, напомним, регистрационные палаты не берут плату за свои услуги (госпошлина не считается платой за услуги). Но зато гражданам оказывает платную "помощь" в оформлении документов "теневой бизнес". В минэкономразвития считают, что "теневиков" надо убрать, а часть работы передать легальному бизнесу. При этом на такие услуги будут установлены твердые тарифы.
Росрегистрация: www.rosregistr.ru,
есть рубрика "Дачная амнистия"
"Телефон доверия": 8 (495) 917-38-25.
Роснедвижимость: www.kadastr.ru
Телефон "горячей линии": 8 (495) 747-96-12.
Пн - чт: с 9.00 до 18.00 часов,
пт: с 9.00 до 16.45 (перерыв с 13.00 до 13.45).
"Телефон доверия": 8 (495)747-96-66.
8-800-200-09-09
Почему необходимо оформить право собственности на свои 6 соток? Как долго продлится дачная амнистия? Какие документы надо иметь для оформления права собственности на дачный участок? В четверг, 26 февраля, с 14.00 до 15.00 на эти и другие вопросы ответит зам. руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области Ольга Николаевна Журавлева.
Телефон: 8-800-200-09-09, все звонки по России бесплатно.