19.02.2009 01:50
    Поделиться

    Прошло 100 лет со дня смерти известного российского ученого и писателя Ивана Забелина

    Так считал великий российский ученый и писатель Иван Забелин

    Сто лет назад умер Иван Забелин - русский историк, археолог, музейный деятель, коллекционер, почетный член Петербургской академии наук, один из создателей Исторического музея в Москве. Заслуги его в каждой из перечисленных сфер деятельности были поистине выдающимися. Его книги о старомосковском быте и сегодня читаешь с огромным интересом. Во многих сегодняшних изданиях современных "москвоведов" кусками узнаешь истории, почерпнутые у Ивана Егоровича, правда, о кавычках частенько забывают.

    Первые фундаментальные произведения Забелина - "Домашний быт русских царей в XVI-XVII веках" и "Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках". Здесь уже со всей творческой силой продемонстрированы не только глубокое знание старины, но и критический анализ той эпохи, связанный с принижением роли личности в домостроевской среде, многочисленными проблемами "народа-кормильца, народа-сироты".

    В декабре 1880 года Забелина официально попросили возглавить группу историков, которые должны были написать большую книгу об истории Москвы. Спустя четыре года появился первый том обширного труда, а в 1891-м вышел в свет том второй. "Московская летопись" вобрала в себя историю городского управления, монастырей, слобод, приходов, больниц, библиотек, театров, клубов, а еще поведала о пожарах и метеорологических наблюдениях, масонах и старообрядцах, праздниках нищих и юродивых... Забелин мечтал выпустить еще и альбом старинных планов Москвы, собрав более четырех тысяч городских схем!

    Забелин стремился представить город как "совокупность людского общения". И подробно изучал, донося до нас, потомков, историю городского правительства и управления, историю городской власти, а еще земской, посадской, государевой. "Историю города, - писал он, - сооружали люди, поэтому о них больше, чем о столбах и различных постройках, должен говорить историк".

    Свои знания, опираясь на первоисточники, он черпал служа в Оружейной палате Московского Кремля, в археологических экспедициях в Приднепровье и Причерноморье, из древних рукописей - жития святых, лечебников, травников. Погруженный в историю, он не закрывал глаза на сопровождавшие его жизнь события. Так, Иван Егорович дал отрицательную оценку революции 1905 года. Он упрекал своих современников Л. Толстого, М. Горького, Л. Андреева в том, что в своих произведениях они стремились "выразить всю гадость русского бытия как можно ярче, как можно омерзительнее".

    Согласитесь, тут есть над чем поразмышлять, обратившись к нашей современной литературе и кино- и телеэкрану.

    Именем великого историка в Москве названа старинная улица, неподалеку от нее - Посольство Беларуси в России. С Москвой, Мещанской слободой, связана подвижническая деятельность белоруса Василия Кореня - автора альбома религиозных лубков "Библия для бедных". Четыре года кряду в конце XVII века он вырезал на липовых досках сцены сотворения мира, грехопадения Адама и Евы, а потом печатал и раскрашивал листы.

    Василий Корень не был одинок в своем творчестве. Лубочные картинки на злобу печатались и распространялись весьма успешно, заменяя людям нынешнюю прессу. Выносили на продажу лубки светского и религиозного содержания, впрочем, как отмечает И. Забелин, "в 1745 году было уже запрещено печатать листы с неискусно сделанными изображениями святых и печатать не иначе, как по рассмотрению епархиальным архиереем самих гравированных досок". Полагаю, Иван Егорович в силу своего пристального интереса к лубкам был ознакомлен с судьбой Василия Кореня и его трудов.

    Кстати, современный вариант кореневской "Библии для бедных", повторенный московским художником Виктором Пензиным, несколько лет назад был представлен в здании президиума Российской академии наук. Там пензинскую библию придирчиво осмотрел и оценил высокий гость - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет.

    Поделиться