Эти значительные суммы выделены, несмотря на кризис. Сказался ли он на медицинской помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями, на деятельности благотворительного фонда "Подари жизнь"?
С этого начался вчерашний разговор на "Деловом завтраке", гостями которого были директор Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии, член-корреспондент РАМН Александр Румянцев и руководитель благотворительного фонда "Подари жизнь" заслуженная артистка РФ Чулпан Хаматова.
Чулпан Хаматова: Конечно, кризис сказался. У нас были радужные планы подключить к нашему делу крупные корпорации, войти в их благотворительные программы. Ведь то, что у нас делается - концерты, вечера, аукционы, - это точечная помощь. Не хватает постоянной базы, на которую могли бы рассчитывать врачи. В таком случае всегда есть гарантия, что каждый месяц в фонд передается определенная, пусть даже небольшая сумма. Здесь важна стабильность, чтобы на счету фонда были деньги для приобретения лекарства, чтобы не было страха, а хватит ли средств на будущий месяц.
Мы вели переговоры с компаниями, надеялись, что "вольемся" в их благотворительные бюджеты. Увы, именно они первыми пострадали от кризиса. Сейчас эти бюджеты свернуты.
Александр Румянцев: У нашей короткой постсоветской истории - а в советской благотворительности не было - немало проблем законодательных, этических и т.д. Нет отработанной системы общественного контроля за сбором средств, за грамотным использованием. Все это должно быть открыто, понятно, ясно. Пока на законодательном уровне ничего подобного в России нет. Поэтому сегодня благотворительность - дело подлинных энтузиастов. У нас есть замечательный опыт, когда Раиса Максимовна, а потом Михаил Сергеевич Горбачев своим вниманием к лечению детей с онкологическими заболеваниями привлекли немалые средства, лекарства, расходные материалы, белье для наших пациентов. И сейчас их дело продолжают наши великолепные актеры Чулпан Хаматова и Дина Корзун, создавшие фонд "Подари жизнь".
За рубежом любой бизнесмен может направить часть средств на благотворительность, и с этой суммы он может не платить налоги. То есть благотворительность - это выгодно. Причем все делается предельно. Средства передаются чаще всего через фонд. Если бы у нас было узаконено нечто подобное, то кризис уже не оказал бы на благотворительность столь негативного влияния.
Хаматова: На Западе серьезные благотворители вкладывают большие деньги в банк, который начинает эти деньги крутить, а на проценты - только на проценты! - фонд существует постоянно.
Российская газета: Очень интересна акция вашего фонда со Сбербанком. В чем ее суть?
Хаматова: Выпущена обычная пластиковая карта, на которую поступает ваша зарплата. И деньги там лежат, как обычно. Но если вы решили помочь фонду, то когда платите, к примеру, тысячу рублей, покупая какую-то вещь или снимая в банкомате эти деньги, то есть в любой момент, когда происходит операция с деньгами, с этой тысячи снимается и уходит в фонд "Подари жизнь" три рубля от вас и три рубля автоматически перечисляет Сбербанк. Получается шесть рублей. Для человека это незаметно, а для фонда, учитывая количество пользователей пластиковых карт, очень существенно. Мы начали эту акцию в декабре прошлого года. И уже очевидно, что многие люди готовы помогать. Карта номер один у Владимира Владимировича Путина.
Румянцев: Проект рассчитан на три года, и в конечном итоге это будет для фонда составлять около 15 миллионов рублей в год.
Подробный отчет о "Деловом завтраке" читайте в одном из ближайших номеров.