В Персидском заливе разыгрался настоящий шторм. Только вот никто из моряков не пытался укрыться в безопасной бухте. Бурлила политическая элита региона. Что не могло не сказаться на ходе визита главы МИДа России Сергея Лаврова в Бахрейн.
За четыре последних дня российский министр побывал в Израиле, на палестинских территориях, в Египте и Омане. А в четверг провел переговоры в столице Бахрейна Манаме. При этом руководство каждой из посещаемых Лавровым стран по очереди поддерживало проведение в Москве в первой половине этого года международной конференции по Ближнему Востоку. Даже первые лица Израиля, которые еще недавно были настроены крайне скептично по поводу российской инициативы, теперь почти хором говорили о том, что считают московскую конференцию важной и нужной. Правда, попросили дать им отсрочку до формирования нового правительства.
И все же политикам, которые принимали Сергея Лаврова, не удалось полностью сконцентрировать свое внимание на визите российского министра. Им помешал это сделать экс-кандидат в президенты Ирана, а ныне депутат иранского парламента Натык Нури, который в начале этой недели заявил, что Бахрейн должен стать четырнадцатой провинцией Ирана. Скандал постепенно накрыл весь Персидский залив, и к четвергу вплотную подобрался к масштабам регионального политического цунами.
Первоначально реакция на слова Нури была крайне сдержанной. Настолько взрывоопасным было сказанное иранским парламентарием, что мало кто в начале недели поверил своим ушам. Но время шло, а из Ирана приходили не опровержения, а лишь подтверждения того, что иранский политик явно не шутил.
Одним из первых на скандальное намерение лишить Бахрейн независимости отреагировал президент Египта Хосни Мубарак. В ночь с 16 на 17 февраля, то есть за несколько часов до встречи в Каире с Сергеем Лавровым, он посетил Манаму. 18 февраля в Бахрейн прилетел король Иордании Абдалла II. Утром в четверг в бахрейнской столице гостил министр иностранных дел Турции. А спустя несколько часов глава МИДа Бахрейна Халед бен Ахмед бен Мухаммед Аль Халифа провел в Манаме переговоры с Сергеем Лавровым.
На итоговой пресс-конференции российский и бахрейнский министры говорили о поступательном развитии двусторонних отношений, о культурных связях и обмене студентами, а местные журналисты буквально подпрыгивали со своих мест, предвкушая возможность задать Лаврову вопрос о иранском депутате.
И вот этот момент наступил. Министр Халед осчастливил корреспондента турецкого телевидения. "В современном мире нужно руководствоваться международным правом, - ответил Сергей Лавров. - Это прежде всего предполагает отказ от попыток подвергать сомнению суверенитет и территориальную целостность государств - членов ООН". Его бахрейнский коллега не мог не добавить: "Мы недовольны недавним заявлением Ирана по поводу независимости Бахрейна. Мы не можем идти дальше в развитии наших двусторонних отношений без урегулирования данного вопроса". Иными словами, Манама ждет извинений от Тегерана. А пока дает понять, что готова отказаться от будущего газового соглашения с Ираном.