Вчера в Московском окружном военном суде, где проходит процесс по делу об убийстве Анны Политковской, случилась сенсация: суд присяжных оправдал всех подозреваемых в организации убийства журналистки.
Обвинение считает таковыми братьев Ибрагима и Джабраила Махмудовых, а также бывшего сотрудника милиции Сергея Хаджикурбанова. На скамье подсудимых сидит еще один фигурант - подполковник ФСБ Павел Рягузов, но обвинение в убийстве с него сняли еще ранее. Правда, осталось другое, якобы связанное с нынешним процессом.
В зале, где шло вчера слушание дела, яблоку негде было упасть. Все с нетерпением ждали решения судей из народа. Председательствующий Евгений Зубов передал присяжным опросный лист, в котором 20 вопросов. 7 из них касались эпизода, связанного, по версии следствия, с похищением Хаджикурбановым и Рягузовым в 2002 году некоего сотрудника турфирмы. Это обвинение и фигурирует теперь в деле Рягузова. Адвокат одного из подсудимых Мурад Мусаев настаивал, что доказательства вины против предполагаемых организаторов убийства довольно зыбкие. К примеру, когда показывали видеокадры, зафиксировавшие якобы непосредственного убийцу, все участники процесса обратили внимание на одно обстоятельство. По комплекции объявленный в розыск Рустам Махмудов - по версии следствия, киллером был именно он - заметно отличается от человека на кадрах. Махмудов - невысокий, грузный мужчина, а на кадрах камер наружного наблюдения зафиксирован худощавый человек среднего роста. Из-под козырька бейсболки его лица не видно.
В ходе процесса один из свидетелей, Лом-Али Гайтукаев, дядя братьев Махмудовых, осужденный по другому делу, давая показания, заявил, что от следователей ему стало известно о сумме в 2 миллиона долларов, якобы заплаченных за убийство Политковской. Правда, в суде так и не было выяснено, кто эти деньги заплатил, кому и сколько досталось.
Своя версия преступления существует у коллег убитой - журналистов "Новой газеты". По их мнению, к убийству причастны Гайтукаев и бывший глава Ачхой-Мартановского района Чечни Бураев, который якобы и является заказчиком преступления. Но официально с Бураева все обвинения были сняты еще больше года назад.
Накануне вынесения вердикта с последним словом выступили подсудимые. Самым громким было выступление Павла Рягузова. Он заявил, что целью его уголовного преследования было желание любой ценой добиться обвинительного приговора. "Постепенно люди забудут об этом деле, скажут, что оно раскрыто и что там даже какой-то фээсбэшник был и никто уже не станет искать настоящих убийц Анны Политковской", - заключил он.
Подействовали на присяжных эти выступления или иные мотивы, но в своем вердикте они сочли недоказанным обвинение Ибрагима и Джабраила Махмудовых в причастности к убийству, а Сергея Хаджикурбанова - в его организации. Присяжные посчитали также недоказанной вину Хаджикурбанова и Рягузова по эпизоду о превышении должностных полномочий и вымогательстве.
Все четверо были освобождены из-под стражи тут же в зале суда. Судья также постановил взять со всех фигурантов дела обязательство явиться в пятницу, 20 февраля, в суд на обсуждение последствий вердикта.
Адвокаты оправданных сообщили, что именно такого вердикта они ожидали. Прокурор на процессе Вера Пашковская заявила корреспонденту "РГ", что гособвинение не согласно с решением присяжных и оно будет обжаловано. По ее словам, решение об этом будет в ближайшее время принято Генпрокуратурой.