Рынок рекламы одним из первых ощутил влияние финансового кризиса. По результатам прошлого года рост доходов рекламной сферы оказался самым низким за последние годы, а по двум направлениям вообще зафиксировано падение. Специалисты уверены, что в 2009 году негативные тенденции только усилятся.
В прошлом году российский рекламный рынок вырос на 17 процентов до 267 миллиардов рублей, такие данные вчера на пресс-конференции озвучили представители Ассоциации коммуникационных агентств России. Рост впервые оказался ниже, чем прогнозировалось. Рынок должен был увеличиться на 22 процента. Получается, из-за кризиса медиа уже недосчитались нескольких миллионов рублей.
Самый ощутимый провал - по рынку радиорекламы. Ее объем упал на 6 процентов. Рекламные бюджеты с радио перераспределились в пользу телевидения, реклама на котором даже в период кризиса остается наиболее эффективной. Сократился и рынок рекламных печатных изданий - примерно на 1 процент. Пострадала и наружная реклама. Уже в декабре прошлого года в этом сегменте рынка наблюдался спад доходности в 10 процентов. А в январе рынок наружной рекламы сократился на 40 процентов, говорит гендиректор аналитического агентства Андрей Березкин. Правда, эксперты надеются, что столь резкий спад связан с сезонным падением спроса. Уже весной наружка сможет отыграть назад часть своих позиций.
Замедлились темпы роста рекламы и в Интернете. Стоит заметить, что в самом начале кризиса считалось, что все козыри в руках именно у этого носителя, где стоимость рекламы в разы дешевле. По отдельным оценкам, прирост этого сегмента рынка к концу года должен был составить 75 процентов. На деле вышло в два раза меньше - 32 процента. Особенно сильно пострадали электронные СМИ в регионах.
Что касается печатных СМИ, по прошлому году этот сегмент рекламного рынка вырос на 11 процентов и достиг 58 миллиардов рублей. По газетам - на 18 процентов, по журналам - на 16 процентов. Ответственный секретарь комиссии экспертов ассоциации Алексей Балабанов объясняет сохранившийся прирост (хотя он и меньше, чем ожидался) тем, что договоры на последние месяцы года были подписаны до начала финансового кризиса. Однако по некоторым оценкам на сегодняшний день объем рекламы в печатных СМИ упал уже на 30 процентов. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, из-за отсутствия рекламодателей больше 100 журналов и газет только в Москве уменьшили свои тиражи и толщину. Сокращение тиражей составило от 3 до 40 процентов.
Представители рекламного рынка говорят, что делать прогнозы сегодня - это все равно что гадать на кофейной гуще. Однако отдельные эксперты все-таки высказывают скромную надежду, что по некоторым показателям падение рынка уже достигло своего дна, а значит, подъем не за горами.
До сих пор российский рекламный рынок был одним из самых быстрорастущих. По данным аналитиков, в 2007 году общий прирост рекламного рынка составил 20 процентов. Цифра за 2008 год должна была стать еще больше. Для сравнения: в европейских странах - всего 3-4 процента. В свою очередь председатель комиссии экспертов ассоциации Владимир Евстафьев считает, что кризис только на пользу отечественной рекламе. В последние годы, по его мнению, в этом сегменте рынка был неоправданно высокий рост зарплат при фактическом отсутствии квалифицированных кадров.