В ближайшее время банкам сделают предложение, которое поможет им расстаться с валютой и решить проблему внешних долгов. Внешэкономбанк (ВЭБ) начинает выпуск валютных облигаций, сообщил вчера председатель ВЭБа Владимир Дмитриев на постоянно действующем совещании по антикризисным мерам в Счетной палате.
Решение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) о валютных облигациях - на выходе, рассказал Дмитриев. И как только появится приказ ФСФР, банк готов начать их выпуск. Облигации, по словам главы ВЭБа, помогут стерилизовать излишки валютной ликвидности, накопленные коммерческими банками. С другой стороны, полученная таким образом валюта может быть использована на рефинансирование внешней задолженности предприятий. Напомним, что специально на эти цели ВЭБу было выделено 50 миллиардов долларов из международных резервов Центробанка. Но поскольку банки накопили избыточные валютные "запасы", на поддержку компаний резервы решили не тратить. Кроме того, облигации могут использоваться банками в качестве залога при получении рублевых кредитов ЦБ.
Что же касается субординированных кредитов комбанкам, выдача которых также поручена ВЭБу, то их объем, по словам Дмитриева, может составить 70 миллиардов рублей. Всего на эти цели заложено 225 миллиардов рублей (плюс 225 миллиардов рублей уже получено ВТБ и Россельхозбанком), пока выдано лишь 17 миллиардов рублей. Но заявки, по словам Дмитриева, есть. При этом кредиты выдаются на довольно жестких условиях: к заявке прикладывается сформированный портфель кредитов реальному сектору, срок выдаваемых ими кредитов должен быть не менее полугода. А акционеры или инвесторы также должны обязаться кредитовать банк совместно с ВЭБом.
За расходованием госденег, выделенных на антикризисные меры, проследит и Счетная палата, рассказал глава ведомства Сергей Степашин. По его словам, он будет ежеквартально докладывать лично президенту о том, как тратятся выделенные государством средства. При этом движение госсредств аудиторы проверят во всех компаниях, независимо от их формы собственности.
Между тем представители бизнес-сообщества говорят, что пока реальная госпомощь до них так и не дошла. "Живых" антикризисных денег практически никто и не видел. Проблема - в недостаточной детальной проработке механизма поддержки, отсутствии системных мер, считают промышленники и банкиры.
Индивидуальные меры поддержки, предусмотренные для "списка 295", должны сочетаться с универсальными методами, настаивает Российский союз промышленников и предпринимателей. По словам первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, союз уже сформулировал свои предложения и направил их в комиссию первого вице-премьера Игоря Шувалова. Прямая помощь должна оказываться лишь тем компаниям, на продукцию которых сохраняется спрос, и стратегическим предприятиям, говорит Мурычев. Если же предприятие не является стратегическим, то нет ничего опасного и в смене собственника, в том числе приходе иностранных акционеров.
А поскольку обеспечить предприятия ликвидностью "сверху" никак не получается, надо просто не забирать у них те деньги, что есть, предлагает бизнес. Речь идет о сокращении налогового бремени. РСПП предлагает по крайней мере отложить замену единого соцналога страховыми выплатами (это должно случиться в 2010 году), снизить до 10 процентов НДС. Это высвободит бизнесу около 0,5 триллиона рублей, подсчитал Мурычев. "Деловая Россия" предлагает ввести так называемый налоговый кредит - освобождать предприятия от уплаты налогов на определенное время. Но при условии, что впоследствии оно уплатит все начисленные налоги с процентами и примет обязательство не снижать фонд оплаты труда и не сокращать сотрудников, поясняет председатель бизнес-объединения Борис Титов. Сокращение налогов может заменить антикризисные расходы и к тому же уберет коррупционную составляющую при распределении помощи, аргументирует бизнес.