Новости

25.02.2009 03:00
Рубрика: Экономика

Из общей чашки

В СНГ может быть создан единый чайный бренд

Производители и переработчики чая в России, Азербайджане, Грузии и Абхазии недавно договорились разработать совместную программу по развитию этой отрасли и по продвижению "постсоветского" чая, причем в рамках бренда "Кавказский чай". Среднегодовое производство чайного листа и готового (расфасованного) чая в России ныне достигает лишь 25-30 процентов от уровня 1980-х годов в РСФСР. Плантации его расположены в основном на побережье Краснодарского края. Если точнее - они там восстановлены лишь в конце 1990-х. Но издавна выращивается чайный лист и в Адыгее (Майкопский район). Чайное сырье этих регионов перерабатывается на Дагомысской фабрике, одной из старейших и крупнейших в бывшем СССР и России.

Как отмечалось на недавнем отраслевом семинаре в поселке Цветочный (Майкопский район Адыгеи), оно в этом регионе было основано еще в конце 1930-х. У здешнего чая высокое качество, он считается самым "северным" в мире, но по многим взаимосвязанным причинам, экономическим и технологическим, местное чаеводство за последние 20 лет пришло в упадок. Однако ввиду быстрорастущего спроса на качественный и сравнительно недорогой чай эта отрасль восстанавливается. А с ее помощью предот вращается эрозия сельхозземель и создаются новые рабочие места. По предварительным оценкам администраций Сочинского, Туапсинского районов Краснодарского края, минсельхоза Адыгеи и опытной чаеводческой лаборатории Майкопского района, восстановление и развитие промышленного чаеводства создаст в целом до 11-14 тысяч новых рабочих мест в Краснодарском крае, Причерноморье и в Адыгее.

В 2008 году в РФ было собрано около 750 тонн чайного листа против 620 тонн в 2007-м. Почти 90 % такой продукции обеспечивает Краснодарское Причерноморье. В 2009 году планируется собрать минимум 1000 тонн, в том числе в упомянутом регионе - до 900 тонн.

Но развивать эту отрасль непросто. По мнению Ивана Кесяна, замгендиректора ЗАО "Дагомысчай", "мы просто не можем выпускать такую же продукцию, как в Индии, Шри-Ланке, Китае - прежде всего там очень дешевая рабочая сила. А у нас очень дорогие энергоносители, и уже поэтому очень сложно конкурировать". Что касается господдержки, оказываемой из краевого и некоторых районных бюджетов, ее, по словам Ивана Кесяна, хватает только на то, чтобы чайным предприятиям держаться на плаву.

В других странах бывшего СССР чайное производство тоже пошло на резкий спад со второй половины 1980-х. Уровень падения урожая и переработки чая составил там за истекшие 25 лет 75-80 процентов. Так, с прошлого года в Закавказье предоставляются кратко- и среднесрочные кредиты на льготных условиях чайным хозяйствам и фасовочным предприятиям; внедряются новые местные, причем высокопродуктивные сорта, требующие меньших затрат, реконструируются фасовочные мощности. А в феврале 2009 года в Азербайджане и Грузии приняты законы о комплексной поддержке национальной чайной промышленности и экспортного сбыта ее продукции.

Схожие меры с 2007 года реализуются в Узбекистане (в его южных и центральных областях издавна выращивается и перерабатывается зеленый чай). Кстати, объемы сбыта в Москве узбекского, азербайджанского и краснодарского чая - развесного и пакетированного - за 2008 год увеличились в целом более чем вдвое. Растет сбыт в Москве и абхазского чая.

Сегодня чаеводы в большинстве своем считают, что РФ, Азербайджану, Грузии и Абхазии в одиночку вряд ли удастся восстановить и тем более развивать эту отрасль. Поэтому может быть целесообразно создать совместный бренд "Кавказский чай".

Такие мнения высказывались в ходе недавнего конгресса чаеводов РФ, Грузии, Азербайджана, Абхазии и Узбекистана, состоявшегося в Баку. По мнению президента Ассоциации производителей чая Азербайджана Фармана Гулиева, "планируется в 2009 году разработать единую платформу развития чаеводства в России и Закавказье. Основные направления здесь- объединение усилий всего чайного сообщества Кавказа для общерегионального возрождения отрасли, защита прав и интересов местных чаеводов, чаепроизводителей". Правда, Узбекистан пока не участвует в этих интеграционных планах. По мнению кандидата сельскохозяйственных наук Равшана Катыева (г. Самарканд), "сказывается прежде всего географический фактор: узбекистанский чай находит регулярный сбыт в соседних странах - Средней Азии и Афганистане. Поставки же его в большем объеме в Россию и на запад экс-СССР из-за больших расстояний существенно дороже, чем в соседние государства. Потому и делается ставка в узбекистанском чаеводстве в основном на собственные отраслевые возможности и на соседние рынки".

Экономика Товары и цены Экономика Отрасли Ресурсы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники