Новости

25.02.2009 02:00
Рубрика: Экономика

Большой кнут и маленький пряник

предоставит в распоряжение ФАС новое антимонопольное законодательство

То, чего так опасался бизнес, произошло. Депутаты Госдумы ужесточили антимонопольную политику и добавили полномочия Федеральной антимонопольной службе (ФАС). В первом чтении приняты поправки в Закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты РФ. Кстати, после вступления в силу данных законодательных инициатив придется несладко не только бизнесу, но и органам власти, особенно в субъектах и муниципалитетах. Данным законопроектом предлагается ужесточить требования к действиям органов власти путем введения запрета на предоставление государственной и (или) муниципальной преференции. Эксперты уже отмечают, что в предложенной редакции законопроекта возникают риски того, что под понятие преференции и контроль со стороны ФАС попадут законотворческая деятельность законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления и налоговые льготы.

Бизнес и депутаты считают, что законопроект ко второму чтению должен быть серьезно переработан. В частности, как рассказали в Комитете Госдумы по вопросам местного самоуправления, контроль со стороны ФАС за деятельностью законодательных органов по существу означает, что законодательные органы субъектов могут принимать свои законы только после получения предварительного разрешения со стороны антимонопольного органа. При этом, отметили в комитете, сегодня контроль за соответствием регионального и местного законодательства федеральному законодательству осуществляет Прокуратура РФ. Причем Прокуратура РФ не правомочна ограничивать деятельность законодательных органов при принятии ими законов. Согласно же законопроекту полномочия ФАС будут в данном случае превышать полномочия прокуратуры и любых других органов государственной власти РФ.

Что же касается налогов, то контроль осуществляют налоговые органы. Наделение антимонопольного органа функциями по даче разрешения на введение налоговых льгот и контролю за их применением противоречит Налоговому кодексу РФ. В комитете уверены, что полномочия ФАС необходимо ограничить.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) корреспонденту "РБГ" рассказали, что, по мнению представителей бизнес-сообщества, поправки содержат ряд положений, которые нельзя считать достаточно проработанными, поскольку они могут негативно сказаться на развитии отечественной экономики. Особенно беспокоит бизнес порядок признания цены монопольно высокой. По мнению экспертов РСПП, на практике предлагаемое изменение приведет к тому, что любая цена, установленная достаточно крупным участником рынка и не получившая одобрения ФАС России, будет отнесена к разряду монопольно высокой (низкой).

Второе, вводимый запрет на вертикальные соглашения, которые могут, по мнению РСПП, привести к установлению цены перепродажи товара или ограничению контрагентов. Это практически уничтожает институт вертикальных соглашений и на корню убивает дистрибьюторские соглашения, которые сегодня уже и без того являются сомнительными, договоры коммерческой концессии, а также агентские договоры с условиями об исключительности (эксклюзивности).

И конечно, говорят в РСПП, нельзя не отметить существенное расширение полномочий антимонопольного органа и наделение правительства РФ правом устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры. Последнее, отмечают в РСПП, может привести к снижению заинтересованности частных компаний в осуществлении крупных инфраструктурных проектов.

У законопроекта есть и положительные моменты. В частности, существенно повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий или его уведомление. Так, пороговые значения для предварительного согласия по активам повышаются с 3 миллиардов до 7 миллиардов рублей, а пороговые значения по обороту компании повышаются с 6 миллиардов до 10 миллиардов рублей. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компании по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях. Помимо этого, законопроект исключает необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства.

Как рассказал "РБГ" Михаил Иванков, заместитель генерального директора, директор департамента государственного консалтинга АКГ "РБС", несмотря на то что Закон "О защите конкуренции" действует менее трех лет, уже назрела необходимость внесения в него изменений. Это связано как с накопленным опытом практики применения закона, выявленными пробелами действующей редакции, так и с новыми подходами к решению вопросов правового регулирования деятельности органов власти.

Безусловным плюсом законопроекта, по мнению эксперта, является то, что в нем значительное внимание уделено вопросам регламентации деятельности органов власти при осуществлении своих полномочий. Что это дает? С одной стороны, сужается возможность государственных и муниципальных органов произвольно применять нормы, например, связанные с предоставлением государственной поддержки (преференций), с другой - формализуется, упорядочивается и вводится в жесткие правовые рамки деятельность самого антимонопольного органа при проведении проверок, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Отрадно, что регулирование в этой части наконец-то поднято с уровня подзаконных актов на уровень федерального закона, говорит Михаил Иванков.

Так же, по мнению эксперта, заслуживают поддержки изменения, вносимые в главу 5 федерального закона, в том числе замена понятия "помощь" на понятие "преференция", то есть преимущество, уточнение оснований и порядка предоставления этих преференций. В то же время, отмечает Михаил Иванков, вызывает удивление, что такая форма предоставления господдержки, как предоставление налоговых льгот, вновь осталась за рамками регулирования законодательства о защите конкуренции. Остались за пределами законопроекта и вопросы, касающиеся антимонопольного контроля за деятельностью органов власти и подведомственных им организаций в сфере оказания платных услуг населению и организациям, проведение экспертиз, анализов, обмеров, замеров и так далее. Как правило, эти органы и организации являются монополистами в своей сфере, и стоимость соответствующих услуг, без которых гражданин или организация не могут реализовать свои законные права, постоянно возрастает.

Павел Шингарев, директор по управленческому консалтингу компании ISG, считает, что изменения в Закон "О защите конкуренции" носят эволюционный характер, последовательно приближая российское законодательство к европейским стандартам. Фактически они направлены на детализацию и уточнение существующих положений, что призвано обеспечить более высокую степень практической применимости закона.

Экономика Бизнес Правительство ФАС Законодательная власть Госдума Бизнес - Главное