Елена Старостенкова: Идея выращивания "национальных чемпионов" не выдержала проверки временем

Идея выращивания "национальных чемпионов" не выдержала проверки временем

На прошлой неделе в Париже прошел 8-й форум ОЭСР по глобальной конкуренции. Несмотря на представительность, серьезного интереса прессы он не вызвал. Для западных журналистов встречи в Берлине руководителей лидеров "большой семерки" затмили парижские дискуссии, посвященные в общем-то хорошо и постоянно освещаемым темам. Для российских - собственно темы оказались совсем неинтересными. И это показательно.

Некоторые идеи, обсуждаемые в мировом экономическом сообществе уже не первый десяток лет, решительно не находят даже минимального интереса в нашей стране. И на уровне бизнеса, и на уровне обывателя, и даже на уровне лиц, принимающих ответственные решения в областях, связанных с внешней экономической деятельностью. Ну, в самом деле, к чему нам все эти призывы ОЭСР не увлекаться возведением барьеров во внешней торговле и повышением таможенных пошлин, когда надо спасать, к примеру, отечественный автопром!

Более того, нам решительно близка и понятна идея, от которой Запад готов откреститься - создание так называемых "национальных чемпионов", то есть крупных компаний, пользующихся исключительной поддержкой со стороны государства. Нам проще понять и следовать примеру Бразилии, создавшей в 1969 году госкомпанию Embraer, ставшую сегодня третьим в мире производителем пассажирских авиалайнеров, конкурирующую с канадской Bombardier. Заметим, что конкуренцию этой компании в перспективе сможет составить российская ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), в логике создания которой очень заметен "бразильский след".

Или пример Мексики, правительство которой приняло решение вырастить в стране собственное автомобилестроение за счет жесткой регламентации деятельности иностранных автоконцернов, привлекаемых в эту страну географической близостью самого емкого мирового рынка автомобилей - североамериканского. Мексиканские власти добились успеха (сегодня экспорт автомобилей - одна из важнейших составляющих экспортных доходов) примерно по тем же рецептам, которым в этой области следовали в последние годы российские власти. Эта идея близка не только нам, но, как отмечают эксперты ОЭСР, многим развивающимся странам, пытающимся сегодня развивать на такой основе широкий спектр отраслей - от добычи полезных ископаемых до туризма в Латинской Америке до программного обеспечения в Индии и Китае.

Так вот эту самую идею выращивания национальных чемпионов в развитых странах не считают выдержавшей испытание временем. К примеру, блестящий старт бразильской Embraer не спас ее от последующих финансовых проблем и последующей приватизации. Список подобных примеров эксперты ОЭСР готовы продолжить, а потому и предлагаемые ими рецепты выхода из нынешнего экономического кризиса неизменно содержат следующую оговорку, которую глава этой организации Андел Гурриа вновь повторит на парижском форуме. "Правительствам следует помнить, что любые действия по поддержке так называемых национальных чемпионов должны быть временными, прозрачными, а их последствия должны тщательно отслеживаться".

Не возьмусь судить о том, сможет или нет наша страна повторить опыт Бразилии или Мексики. Мое дело призвать выслушать доводы оппонентов так называемой индустриальной политики. Выслушать и постараться понять, а еще лучше учесть опыт прошлых ошибок и неудач, прежде чем начинать кампанию по спасению "системообразующих" компаний федерального и регионального уровня, отказывая признать системообразующими элементами нашего общества собственно российских потребителей, которые в этой "раздаче" остаются крайними. В отличие, заметим, от европейских и североамериканских потребителей, платежеспособность которых считается одной из важнейших забот национальных правительств и не менее, если не более важной задачей, чем поддержка компаний экспортеров.