Потери российской экономики от почтового спама составляют около 1,5 миллиарда долларов ежегодно

Аналитики компании ФБК впервые провели исследование потерь экономики России от спама. Оказалось, что страна недосчитывается 1,3-1,9 миллиарда долларов США ежегодно.

Эксперты исходили из того, что цена потерянного рабочего времени, связанного со спамом, всех занятых в экономике страны и есть то, что теряет экономика в целом. Иными словами, аналитики оценили то время, которое каждый пользующийся Интернетом тратит на чтение и удаление непрошенных писем. При этом в ФБК использовали два подхода. Первый основан на оценке количества работающих, пользующихся электронной почтой, по видам экономической деятельности и данных Росстата о средней номинальной заработной плате. Второй учитывает количество занятых в экономике по роду занятий. По мнению исследователей, по этому параметру легче оценить количество работающих, пользующихся электронной почтой. К примеру, сегодня практически не найдешь руководителей и специалистов высшего уровня, которые не пользуются электронной почтой. А вот среди неквалифицированных рабочих - таких все еще довольно много. "Оценив количество работающих, пользующихся электронной почтой, в зависимости от места их работы и занимаемой должности, а также оценив их среднюю заработную плату, мы получили следующие данные: экономика России ежегодно теряет 47,2 миллиарда рублей, или 1,9 миллиарда долларов США", - говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Эксперты обращают внимание, что потери российской экономики от спама существенно ниже, чем, например, в США (там потери за 2007 год, по оценке американских специалистов, составляли уже 71 миллиард долларов США). По мнению ФБК, это объясняется несколькими причинами: "В России значительно меньшая стоимость рабочей силы; количество пользующихся электронной почтой в России в 7 раз меньше по сравнению с США (13,5 и 100 миллионов человек соответственно); а кроме того, как показало наше исследование, пользователи электронной почтой в России в 2,5 раза оперативнее при удалении спама (6,8 секунды по сравнению с 16 у американцев)", - отмечает Николаев.

Так или иначе, по словам Николаева, сумма российских потерь от спама только кажется не очень значительной в масштабах национальной экономики. "В условиях мирового кризиса эти средства становятся вполне реальным резервом повышения эффективности российской экономики или, по меньшей мере, смягчения для нее последствий кризиса, - говорит Николаев. - В частности, потери экономики от спама вполне сопоставимы с суммой, которую Россия собирается выделить в 2009 году на увеличение пособий по безработице (1,4 миллиарда долларов США)". И это при том что, как признают сами исследователи, их методика не претендует на завершенную комплексность. В частности, она не учитывает расходы на поддержание в работоспособном состоянии антиспамовой защиты и потери экономики от пользования услугами сомнительного качества.

И еще один вопрос, который остался за рамками исследования: - почему так неэффективны государственные меры по борьбе со спамом? С 1 июля 2006 года действует новый закон "О рекламе". Статья 18 предусматривает, что "распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы". Нарушителю законодательства о рекламе грозит статья 14.3 КоАП - наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц - от 4000 тысяч до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 500 000 рублей. Однако, несмотря ни на что, спама в почтовых ящиках не стало меньше. Дела о принудительной рассылке рекламы через Интернет одно за другим закрываются за недоказанностью. Эксперты утверждают, что в Интернете практически невозможно определить истинный источник спама. А заказчик спама по российскому законодательству ответственность за его распространение вообще не несет.