Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев высказал в недавнем интервью несколько важных тезисов: ЦБ в ближайшей перспективе будет препятствовать интервенциями чрезмерному укреплению рубля, ЦБ будет ограничивать волатильность курса, во втором полугодии, вероятно, произойдет укрепление рубля по отношению к бивалютной корзине.
Оговорка "в ближайшей перспективе" уместна. Действительно, в ближайшие два-три месяца нет серьезных факторов, способных обрушить обменный курс. Но уже к маю - июню начнут накапливаться проблемы.
Самая очевидная из них - предстоящие выплаты отпускных бюджетникам. Рядовые граждане видят скачки тарифов естественных и локальных монополий, рост цен в магазинах, растущие цены на бензоколонках, увольнения, сокращения зарплат. Все это формирует у граждан инфляционные ожидания. Поэтому любые свободные ресурсы они будут переводить в валюту.
При всем уважении к ЦБ и его достаточно эффективной антикризисной политике он не сможет противостоять такому давлению, и рост курса доллара до 50-70 рублей к сентябрю - вполне реальный сценарий. В этой ситуации неправильным будет возлагать ответственность за рубль только на ЦБ. Проблема глубже.
Есть три тезиса, которые дезориентируют наше понимание ситуации. Первый: якобы в кризисе виновата только Америка. Это не так. Резкое падение цен на финансовые активы российских эмитентов произошло еще до падения цен на нефть. Падение было вызвано не пересмотром будущих денежных потоков эмитентов, а пересмотром странового риска. После войны в Грузии инвесторы пересмотрели свое отношение к страновой премии за риск в сторону ее увеличения. И уж только потом, спустя где-то месяц, "дома" у иностранных инвесторов начались проблемы, и они стали массово выводить свои средства из России.
Второй: у нас есть план преодоления кризиса. В СМИ было много пересказов отдельных мероприятий, но публикации полноценного документа не было. Также не было и публичного его обсуждения.
Третий: надо помогать системообразующим предприятиям. За этим стоит нежелание властей изменения структуры элиты. Но, освобождая предприятия от конкуренции и избегая гласности, инфляционные ожидания граждан не подавить. Необходим откровенный диалог власти, бизнеса и населения, чтобы избежать худших сценариев.