26.02.2009 02:00
    Поделиться

    Инвалид по зрению Павел Обиух намерен взыскать с "Сибири" 1 млн рублей за моральный ущерб

    Павла Обиуха 19 февраля не пустили на борт самолета авиакомпании "Сибирь" по причине того, что он - инвалид по зрению. Эта история вызвала большой резонанс.

    Павлу Обиуху забронировали билет на самолет авиакомпании "Сибирь" (S7) дистанционно, при этом оператор был предупрежден о том, что молодой человек является инвалидом по зрению. Никаких вопросов во время бронирования билета не возникло. Они появились уже в аэропорту Домодедово.

    - Уже при регистрации мне механическим голосом объявили, что согласно инструкции я не могу лететь рейсом данной авиакомпании, - сказал Павел. - Потому что инвалиды по зрению могут подняться на борт самолета "Сибири" только с помощником или собакой-поводырем. До сих пор я летал в одиночестве по всей стране без каких-либо проблем, в том числе пользовался услугами S7.

    Спустя три часа молодой человек вылетел в Казань рейсом авиакомпании "Татарстан", и никаких сложностей при этом не возникло. Как пояснил корреспонденту "РГ" директор по внешним связям этой авиакомпании Шамиль Агдеев, они имеют возможность закрепить за пассажиром "особой категории" отдельного бортпроводника: "Если человек ведет себя адекватно, командир корабля никогда не откажется принять его на борт".

    Теперь Павел намерен обратиться в суд о взыскании с авиакомпании морального ущерба в один миллион рублей.

    Как выяснилось, это был далеко не первый подобный случай в жизни 29-летнего молодого человека. Несколько лет назад его отказались впустить в московское метро, дежурная откровенно призналась, что не собирается отвечать за инвалида, если с ним произойдет несчастный случай. Наш корреспондент связался с Павлом.

    Российская газета: Павел, вы активный человек?

    Павел Обиух: Я не собираюсь сидеть дома на правах иждивенца и пенять на судьбу. Я веду активный образ жизни и работаю наравне со всеми. Я ведь учился в Российском государственном социальном университете и после его завершения защитил кандидатскую диссертацию по педагогике.

    РГ: Трудно передвигаться по России?

    Обиух: У нас в России довольно много мест, где человек с ограниченными возможностями не может обойтись без посторонней помощи. Исключения не составляют даже объекты социального обслуживания населения, общественный транспорт часто недоступен для инвалидов.

    РГ: Чем вы занимаетесь?

    Обиух: Работаю координатором образовательных и спортивных проектов в общественной организации инвалидов, занимаюсь развитием инклюзивного образования в московских школах. Это такая модель обучения, которая позволяет детям вне зависимости от своих физических и интеллектуальных ограничений получать образование наравне со своими сверстниками без инвалидности в обычных школах. За последние три года к программе подключились шесть школ в Москве.

    Светлана Брайловская

    точка зрения

    Во всем виноват посредник по продаже билетов

    Как сообщили "РГ" в Росавиации, существует свод федеральных авиационных правил по пассажирским перевозкам. Им подчиняются все авиакомпании России. По этим правилам в принципе у человека с ограниченными возможностями всегда есть выбор. Или покупать билет для сопровождающего, или заключать дополнительный договор, чтобы бортпроводник помогал ему в полете.

    Кстати, сопровождающим может быть и собака-поводырь, если на нее есть все соответствующие документы. При этом пес путешествует бесплатно, но обязательно в наморднике и рядом с хозяином.

    Кроме того, подчеркнули в Рос авиации, в правилах четко написано, что перевозчик вправе отказать пассажиру в кресле-коляске, больному на носилках, если в самолете нет условий, необходимых для перевозки.

    Кроме правил есть еще и Воздушный кодекс, который фактически является законом и утверждается Госдумой. В нем есть статья, которая дает право авиакомпании не брать на борт пассажира, если тот нарушает авиаправила. Но в любом случае, если полет не состоялся, согласно кодексу, подчеркнули в Рос авиации, деньги за билет пассажиру обязаны вернуть в полном объеме.

    В последнее время действительно возникает недопонимание между инвалидами и авиаперевозчиками. Одни, увы, не читают правил, а другие не акцентируют важные особенности в нормативных документах, не информируют о них при покупке билета. В последнем случае с авиакомпанией "Сибирь" агент по продаже билетов не только не предупредил Павла Обиуха о существующих правилах, но и не сообщил авиаперевозчику, что на борту будет инвалид по зрению. В пресс-службе авиаоператора отметили, что они не сомневаются в том, что их внутренние правила соответствуют утвержденным официальным авиаправилам. Так что все претензии - к посреднику по продаже билетов.

    а как у них

    В конце прошлого года я возвращалась из Сан-Франциско в Москву через Чикаго. Когда регистрировалась у стойки, сотрудница сан-францисского аэропорта обратила внимание, что я прихрамываю - очень болела нога. Я ни о чем не просила, она ничего не спрашивала. Но через минуту у стойки появился молодой человек с инвалидной коляской и помог мне в нее сесть. Сам довез меня до самолета. Никаких документов и денег не требовалось.

    В Чикаго я даже не успела выйти из самолета, а ко мне уже обратился сотрудник аэропорта: "Ирина?" По-русски он не говорил, впрочем, как и я по-английски. Но он помог мне сесть в ожидающую меня коляску. И огромный аэропорт Чикаго не стал проблемой для моего передвижения. Снова никаких оформлений, предъявления документов, никакой оплаты.

    В московском Домодедово с коляской никто не встречал. И очередь к паспортному контролю пришлось выстоять, несмотря на боль в ноге.

    Ирина Краснопольская

    комментарии

    Геннадий Онищенко, Главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН:

    - Это второй случай, когда авиакомпания "Сибирь" отказывает человеку с ограниченными возможностями в праве на полет. 30 июня прошлого года подобное произошло с инвалидом-колясочником Натальей Присецкой, которая приехала в Домодедово, заранее зарегистрировалась на рейс, сдала багаж и проследовала на посадку. Но тут ей сообщили, что на борт ее не возьмут. Ссылка была на внутреннюю инструкцию авиакомпании "Сибирь", запрещающую принимать на борт инвалидов с ограниченными физическими возможностями без сопровождения.

    Тогда в пользу пострадавшей по Закону о защите прав потребителей суд вынес решение о выплате Присецкой компенсации за нанесение морального вреда в 50 тысяч рублей. "Сибирь" подала кассационную жалобу на это решение, но она не была удовлетворена. Суд указал, что внутренняя инструкция противоречит законодательству. Однако, судя по тому, что произошло с Павлом Обиухом, выводов "Сибирь" для себя не сделала.

    Как и в случае с Присецкой, Роспотребнадзор встает на сторону инвалида. Наша служба примет участие в судебном процессе на его стороне. Подобные нечеловеческие действия по отношению к инвалидам недопустимы. Обиух своевременно пришел в медпункт аэропорта. Вместе с сопровождающим подошел к самолету на посадку. А его, ссылаясь все на ту же внутреннюю инструкцию, не пустили на борт.

    Проще всего сейчас, поддавшись эмоциям, найти "крайнего" и наказать того сотрудника, который не пустил Обиуха в самолет. Но этот сотрудник виноват меньше всего - он действовал в рамках инструкции, правда, подобных которой нет ни в одной стране мира. Очевидно, не все в порядке у нас с нормативами, если требуются чуть ли не героические усилия, обращения в суд для восстановления справедливости. Должны быть четкие нормативы, исключающие нечеловеческое отношение к людям с ограниченными физическими возможностями. И наша служба будет настаивать на том, чтобы "Сибирь" номинировалась как компания, недоброжелательная к своим пассажирам. Очень желательно, чтоб не только наша служба, но и неправительственные организации по защите прав потребителей тоже приняли в этом участие.

    Елена Волкова, директор школы N 1447, где идет эксперимент по инклюзивному образованию, Москва:

    - Я хорошо знаю Павла, он часто приходит в нашу школу, общается с детьми. Он потрясающий человек, очень активный, грамотный, в том числе и в юридическом отношении. Обычно он ходит с палочкой, но по нашей школе передвигается самостоятельно. И никакая помощь ему в полете была бы не нужна, он может сам себя обслуживать. Те доводы, о которых говорили по телевизору, применительно к Павлу - смешны. Но в целом я согласна с тем, что инвалидам нужны сопровождающие. Во всяком случае до тех пор, пока все мы не будем им помогать. В нашей школе, где есть дети с ДЦП, в том числе на колясках, ученики друг другу помогают. Вот в 9-м классе учится Викулька - у нее ДЦП, она ходит с костылем, так все ей стараются помочь, поддержать за руку, подать костыль.

    Эмма Жердиенко, директор Московского театра-студии мимики и жеста:

    - У нас в труппе есть инвалиды, мы часто летаем на гастроли, и проблем никогда не было. Я считаю, если нет возможности платить за билет сопровождающего, то человек может лететь один. И авиакомпания должна предоставить ему такую возможность. По каким причинам не пускать инвалида на борт? Трудно подняться на трап? Глупости! Пассажиров у входа в салон встречают стюардессы, они могут помочь. Из-за соображений безопасности полета - вроде как инвалид не сможет достать спасательный жилет? Если самолет упадет, погибнут все - и больные, и здоровые.

    Когда верстался номер

    Ространснадзор в связи с отказом в перевозке инвалиду Павлу Обиуху начал проверку авиакомпании "Сибирь". "РГ" будет следить за ходом разбирательства. А пока просим читателей не оставаться в стороне. Вам нахамили в аэропорту? Вы простояли два часа на паспортном контроле? Авиакомпания задержала вылет, а ее представитель и не подумал извиниться? Пишите в "РГ" с пометкой "Сибирь", мы еще вернемся к этим вопросам.

    Подготовили Ирина Краснопольская, Ирина Ивойлова, Елена Новоселова, Татьяна Шадрина

    Поделиться