Из столичного метро "зайцы" сбежали в пригородные электрички

Уменьшение пассажиров в столичном метрополитене почти на 300 тысяч только за январь текущего года, о котором сообщил начальник столичной подземки Дмитрий Гаев, вызвало массу толков.

Сам Гаев предположил, что дело - в оттоке мигрантов, потерявших из-за кризиса работу. А вот читатели "РГ" считают, что виноваты цены на общественный транспорт в Москве - так выросли, что большая часть жителей столицы теперь ездят просто "зайцами".

Что же в самом деле происходит на городском транспорте? Слухи об увеличении количества безбилетников в метро Дмитрий Гаев в разговоре с корреспондентом "РГ" опроверг сразу. Он убежден, что "зайцами" люди становятся не из-за отсутствия денег.

- Все действительно нуждающиеся москвичи в столице пользуются льготами на проезд. Благодаря им 28 процентов от общего числа пассажиров ездят в метро бесплатно - за них платит городской бюджет. Безбилетников же у нас как было, так и сейчас меньше одного процента от пассажиропотока. Это, как правило, молодые люди, которым просто не хватает адреналина", - заявил глава подземки.

Наблюдая, как сигают через турникеты длинноногие парни, корреспондент "РГ" согласился с таким заключением. Недаром в Интернете существует даже множество курсов для начинающих "зайчат", где их обучают бесплатно преодолевать турникеты. Где уж бабушкам-контролерам остановить, особенно в час пик. К тому же милиционеры зачастую явно не спешат на свист бдительного контролера, хотя именно они обязаны оштрафовать нарушителя на сто рублей. Их внимание больше сосредоточено на гостях столицы, не имеющих регистрации.

На наземном общественном транспорте "ушастых" тоже, похоже, больше не стало. Об этом свидетельствуют возросшие в полтора раза доходы ГУП "Мосгортранс" после установки турникетов в автобусах. По словам начальника пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Ольги Терно, удорожание с нового года билетов на одну-две поездки привело только к тому, что их стали покупать меньше. Зато москвичи и гости столицы теперь чаще пользуются проездными.

Впрочем, на наземном транспорте и система проверки налажена лучше: в каждом парке существует бригада контролеров. Поскольку на любом билете отпечатывается дата последнего прохода, определить, заплатил ли пассажир, несложно. В результате за прошлый год на сто рублей были оштрафованы 300 тысяч человек. Это меньше даже половины процента от 6,5 миллиона пассажиров в день, которых перевозит "Мосгортранс".

А вот в пригородных электричках картина совсем другая. Там не только молодежь игнорирует кассы, пристраиваясь за честными пассажирами и доставляя им массу неудобств, под турникетами порой пытаются протиснуться даже дамы в норковых шубах. "Подсчитать, сколько человек предпочитают обойтись без билета и при виде контролеров бегают из вагона в вагон, невозможно", - признался руководитель пресс-службы МЖД Владимир Мягков. Статистики нет, однако есть косвенный факт, свидетельствующий, что "зайцев" в электричках хоть отбавляй. Когда 1 февраля этого года на участке ОЖД Москва - Тверь разъездных билетных кассиров в качестве эксперимента стали сопровождать сотрудники транспортной милиции и частных охранных предприятий, выручка железной дороги на этом участке сразу увеличилась на 210 процентов, а количество оформленных билетов возросло на 23 тысячи.

Кстати

Эксперимент будет проводиться до мая. Но распространится ли он повсеместно, пока неизвестно. Так что у железнодорожных "зайцев" пока масса возможностей для раздолья. Например, если не хочется форсировать турникеты, можно заплатить в кассе "на выход" всего лишь за одну зону. И единственное, что могут сделать железнодорожники, - взимать оплату за проезд прямо в электричках, набавляя за эту услугу 24 рубля, да устанавливать повсеместно турникеты, которые, увы, ситуацию не спасают.