В этом году на программу поддержки предпринимательства выделено 10,5 млрд рублей, только по программе ВЭБа финансирование малого и среднего бизнеса увеличено более чем в три раза - до 30 млрд рублей. Таким образом, к концу 2009 года программа поддержки предпринимательства позволит дополнительно создать в России 300-400 тысяч новых рабочих мест. Об этом в начале февраля заявил глава департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров на заседании президиума "ОПОРЫ России". Пока лишь, по мнению экспертов, это декларация о намерениях, и не более. Все принимаемые меры правительства видимого эффекта пока не дали.
По мнению Андрея Шарова, "если сейчас господдержка оказывается примерно каждому шестидесятому представителю малого бизнеса, ее следует увеличить почти в 10 раз, чтобы такую помощь получал каждый седьмой". Ключевое слово здесь - следует. Все понимают, что малый и средний бизнес поддерживать необходимо, что он играет не столько роль экономического буфера в развитии того или иного региона, сколько роль социальную, но прорыва в решении этого вопроса не видно. По подсчетам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной у нас около 800 малых предприятий на 100 тысяч человек. В развитых странах эти цифры на порядок больше. И если оперировать цифрами, то вклад малого бизнеса в российский ВВП в два-три раза меньше, чем во многих развитых и развивающихся странах
План по спасению малого бизнеса, предложенный минэкономразвития еще в прошлом году, предполагал поддержать малый бизнес упрощенным подключением к энергосетям, долгосрочной арендой производственных площадей и их выкупом без конкурса. Сейчас в рамках антикризисной программы делается ставка на господдержку через банковский сектор путем выделения микрозаймов, поддержку гарантийных фондов, субсидирование ставок малому и среднему бизнесу, а также гранты безработным и начинающим бизнесменам. Но почему-то желающих участвовать в региональных и муниципальных программах ничтожно мало. Например, в Петербурге меньше процента предпринимателей воспользовались поддержкой государства. Почему-то в среде бизнесменов бытует мнение, что от бюджетных денег следует держаться подальше. И не только потому, что они дорого обходятся в буквальном смысле этого слова. Скорее из-за того, что изматывающим морально и длительным по времени оказывается непосредственно сам процесс сбора и предоставления необходимых бумаг для получения какой-либо из государственных преференций.
При поверхностном анализе ситуация в регионах представляется очень даже благостной. Так, по информации из достоверных источников, в Алтайском крае только в прошедшем году государственную поддержку в форме субсидирования части банковской процентной ставки получили 458 инвестиционных проектов, сумма привлеченных кредитных ресурсов приблизилась к 1 млрд рублей. Свыше 100 субъектов предпринимательства участвовали в реализации проектов по техническому перевооружению крестьянских (фермерских) хозяйств. За три года край принял участие в 10 федеральных конкурсах по поддержке малого бизнеса, что позволило привлечь в этот сектор экономики бюджетные средства в сумме около 340 млн рублей, в том числе из краевого бюджета - 145 млн рублей.
Однако, по словам главы Алтайского союза предпринимательства Павла Нестерова, многие программы на поверку оказываются "пустыми", так как пишутся "наверх" для отчетности и чтобы получить федеральные средства. Но даже те предприниматели, которые могут и должны получать помощь от государства, не всегда могут ею воспользоваться, и все из-за административных препон. По наблюдениям Павла Нестерова, федеральных и региональных органов, контролирующих деятельность бизнесменов, в регионе без малого сотня.
Тем не менее с этого года субъектам Федерации уже не на словах, а на деле предоставлены ряд преференций. Во-первых, они получили право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне с 15 до 5 процентов. Напомним, что ранее существовала единая ставка в 15 процентов. И, видимо, в силу того, что не во всех регионах "упрощенка" одинаково популярна, лишь в семи субъектах действует минимальная процентная ставка, применяемая при упрощенной системе налогообложения. Это право узаконили в Кемеровской, Псковской, Липецкой, Смоленской, Ростовской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе.
В других субъектах пока активно не продвигают эту инициативу: местные власти не желают терять пусть и небольшого, но все-таки во время кризиса всегда необходимого дохода, а бизнесмены очень скептически относятся к эффективности данной меры. Доля налогов для регионального бюджета поступления от УСН, как правило, не превышает 3-5 процентов. Да и сами предприниматели, только узнав о снижении ставки на 5 или 10 процентов, считают, что "сэкономленная" сумма не может серьезно повлиять на их бизнес: ни новое дело затеять, ни осуществить сколь-нибудь серьезного вложения.
Кроме того, появился новый вид поддержки предпринимателей - имущественная поддержка. К примеру, в Мурманской области очень рассчитывают, что вопрос с помещениями скоро будет снят, когда правительство области наконец рассмотрит возможность предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства объектов недвижимого имущества на льготных условиях.
Более действенным средством, возможно, окажется поддержка действующих микрофинансовых организаций через различные программы. А именно - субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, которые привлекают микрофинансовые организации, а также выдача госгарантий по таким кредитам. Кроме того, по мнению президента Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаила Мамута, планируется, что часть средств, которыми располагает минэкономразвития на поддержку малого бизнеса, пойдет на капитализацию региональных микрофинансовых фондов. Либо они будут выданы займами фонда микрофинансирования, который действует на их территории, либо сами начнут такую деятельность.
Сейчас правительство Мурманской области готово поддержать свой малый и средний бизнес в следующих направлениях: микрофинансированием субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидированием на возмещение части процентной ставки по договорам кредитования, лизинга, уплаты гарантии, разработки бизнес-плана и др. Правительством области принято решение существенно усилить гарантийный фонд Мурманской области, перечислив дополнительно на его счет 30 млн руб. из бюджета области, и столько же власти надеются получить уже в этом году из средств федерального бюджета. На микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства из средств областного и федерального бюджетов дополнительно выделено 6,5 млн руб.
Однако едва ли не главная проблема предпринимательства сегодня - невозможность задействовать альтернативные источники финансирования. А порой просто невозможно получить необходимые кредитные ресурсы для развития бизнеса. Именно это стало едва ли не основной причиной того, что объемы кредитования бизнесменов за время финансового кризиса в Башкортостане сразу упали в несколько раз. Если в 2008 году в республике более 40 банков работали с предпринимателями по выдаче кредитов, в начале этого года таких кредитных учреждений было около 20. Причина, по словам председателя Национального банка РБ Русэма Марданова, в том, что просроченная кредитная задолженность по субъектам малого предпринимательства растет быстрее, чем у остальных заемщиков. И "ожидать снижения процентных ставок для бизнеса в ближайшее время нереально".
Поэтому с учетом ситуации в банковской сфере правительство региона особо выделило привычную форму содействия быстрому кредитованию предпринимателей. Новый гарантийный фонд, средства которого будут использоваться для обеспечения займов, станет самым массивным инструментом помощи бизнесу. Из региональной казны для пополнения фонда будет выделено 170 миллионов рублей, и предполагается, что федеральный бюджет добавит еще 460 миллионов. Особенное место в программе поддержки предпринимателей республики занимает направление "микрозаймов" - это суммы до одного миллиона рублей на срок не более одного года, которые позволят бизнесменам увеличить оборотные средства.
- Основное внимание мы обращаем на сельских предпринимателей. Сегодня фермеры и личные подворные хозяйства производят две трети всей сельхозпродукции региона. В целях их поддержки выделяется 200 миллионов рублей для компенсации затрат на приобретение аграрной техники, кроме того, будут субсидироваться закупки и переработка мяса и молока у предпринимателей на действующих заводах и комбинатах Башкортостана, - подчеркнул премьер-министр правительства республики Раиль Сарбаев.
Кроме того, власти региона предусмотрели в бюджете дополнительный миллиард рублей на кредиты малым предприятиям для выкупа арендуемых помещений и еще один миллиард - бизнесу для пополнения оборотных средств. Главная задача республиканского правительства - суметь заинтересовать местные власти в поддержке инициатив малого и среднего бизнеса на своей территории, ведь порой на муниципальном уровне искусственно возникает не меньше административных барьеров, чем на региональном и федеральном.
Возможно, представителям малого и среднего бизнеса хотелось бы рассчитывать на более деятельное участие муниципалитетов в собственной судьбе. Таким спасательным кругом могли бы стать и государственные заказы в тот период, когда потребительский спрос падает, а капитал невозможно пополнить кредитами. Но в таком случае местной власти приходится пересматривать стереотипы относительно того, в какие сферы и в каких объемах допускать бизнес.
Дословно
Владислав Корочкин, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России":
- На мой взгляд, более эффективными мерами поддержки малого и среднего бизнеса на местах могли бы стать гранты на создание рабочих мест. Ведь сейчас одна из главных задач для экономики - занять высвобождающиеся рабочие места. Или почему бы всерьез не задуматься о поддержке предпринимателей, способных вывозить свою продукцию на экспорт. Ведь, обратите внимание, в Китае все малые предприятия обязательно что-то экспортируют. И наше государство может помочь нашим бизнесменам создать для выхода на внешний рынок конкурентные преимущества, прежде всего путем регулирования энерготарифов и прямого субсидирования экспорта.