Россия, как и другие страны, оказавшись в условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста (свою лепту вносит и инфляции, уровень которой у нас достаточно велик), неизбежно столкнется с различными социальными проблемами. Это снижение уровня жизни россиян и безработица, с одной стороны, замедление развития отраслей социальной сферы - с другой. По мнению заместителя председателя правительства РФ, министра финансов Алексея Кудрина, "важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции".
Запланированные минфином мероприятия налогово-бюджетной политики (см. таблицу), направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса в нашей стране, впечатляют своим объемом и разноплановостью. Общая стоимость всех мер оценивается на уровне 900-1000 млрд руб. (2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1145 млрд руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045-2145 млрд руб. (5,2-5,4% ВВП).
Следует напомнить, что в 2008 году из Фонда содействия реформированию ЖКХ было выделено 50 млрд руб. на выкуп квартир в домах с высокой степенью готовности, из федерального бюджета - 32 млрд руб. на выкуп квартир для военнослужащих и социально уязвимых категорий граждан.
2009 год будет выгодно отличаться своей ярко выраженной политикой поддержки. К примеру, принято решение о предоставлении государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики в размере 300 млрд руб. Такие стимулирующие меры, по мнению минфина, помогут избежать резкого спада в этом секторе экономики, хотя вероятность его, по прогнозам экспертов, очень велика - в силу существующих неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности.
Пошатнувшиеся финансовые системы, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран ломать голову над эффективными мерами по стабилизации ситуации и стимулированию экономики.
Как показывает исторический опыт "включения" стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, на главных ролях, как правило, оказывались меры денежно-кредитной политики из-за их оперативности и высокой эффективности. Но в странах с развивающейся экономикой (к которым относится Россия) удачным опытом становится и применение дискреционной фискальной политики.
Экономисты отмечают, что "встроенные", автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются хорошим рабочим инструментом, эффективно действующим как в периоды спада, так и в периоды "перегрева" экономики. По словам министра финансов Алексея Кудрина, у нас эти стабилизаторы "достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за пределами страны". Это объяснимо: в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.
Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем.