27.02.2009 03:00
    Поделиться

    Инвестиции в молочное скотоводство остаются самыми проблемными в АПК

    За прошлый год производство сельскохозяйственной продукции в России выросло на 11 процентов - практически вдвое больше, чем экономика в среднем. Эксперты не сомневаются, что в основе этого скачка - Государственная программа развития сельского хозяйства, вступившая в действие в январе 2008 года и рассчитанная на пять лет. Самый важный инструмент, который используется в ней, - государственная поддержка частных инвестиций через субсидирование процентной ставки по кредитам - унаследован от Национального проекта "Развитие АПК".

    В прошлые годы этот самый "рыночный" вид субсидий уже продемонстрировал свою эффективность. Однако теперь реализация госпрограммы, по признанию министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, проходит совершенно в иных макроэкономических условиях, чем те, на которые ориентировалось правительство, принимая госпрограмму. В результате в прошлом году инвестиции в основной капитал сельского хозяйства хоть и росли, но медленнее, чем планировалось. Поэтому роста в 115 процентов, заложенного в госпрограмме, добиться не удалось. Причем спад произошел именно в последние месяцы прошлого года.

    Однако объем субсидированных государством кредитов для реализации госпрограммы в прошлом году составил более 380 миллиардов рублей. А это на 24 процента больше, чем показатели 2007 года. На эти деньги в сельском хозяйстве началась модернизация аграрного производства, причем в таких масштабах, которых в новейшей истории России пока еще не было. Модернизация уже дала свои плоды - производительность труда в хозяйствах всех категорий выросла почти на 5 процентов.

    Конечно, значительный вклад в эти цифры внес большой урожай зерна - 108 миллионов тонн в чистом весе против 72,4 миллиона тонн в не самом плохом 2007 году. Причина роста сбора зерна не только в благоприятной погоде. Аграрии расширили площади под зерновыми на 2 миллиона гектаров. Причем 1 миллион гектаров они вернули в сельскохозяйственный оборот на тех полях, которые были брошены в начале девяностых.

    Однако и в животноводстве производство выросло на 4 процента. При этом производство скота и птицы в живом весе, по данным Росстата, увеличилось на 7,3 процента. Как обычно в последние годы, локомотивом стало производство мяса птицы. Его в прошлом году стало больше на 16,5 процента. В абсолютных цифрах это - 437 тысяч тонн курятины. Энергично развивается и свиноводство - 8 процентов прироста за прошлый год (на 211 тысяч тонн больше, чем в прошлом году). Эксперты в один голос заявляют: рост производства мяса происходит только на вновь построенных или модернизированных предприятиях. Тех, на которые пришел инвестор со стороны. Либо там, где старые владельцы компании и менеджмент нашли возможность инвестировать капитал в основные фонды.

    Причем на предприятиях с устаревшими технологиями, техникой и менеджментом одновременно продолжалось падение производства в прошлом году. Два этих процесса действуют в противоположных направлениях, но позитивная тенденция все же оказывается более сильной, судя по итоговым показателям.

    Наиболее проблемным сектором в отечественном сельском хозяйстве остается производство молока. Оно растет, но существенно медленнее, чем ожидалось. Прирост в 2008 году составил лишь чуть больше 1 процента по отношению к 2007 году. А всего за последние три года рост в молочном скотоводстве составил лишь порядка пяти процентов. Причем за это же время производители сырого молока получили, по подсчетам правительственных экспертов, 5 миллиардов рублей прямых субсидий. Одновременно на субсидирование процентных ставок по кредитам из федерального бюджета было выделено 23 миллиарда рублей, а из региональных бюджетов - 17 миллиардов рублей. Всего объем кредитования молочной отрасли составил 220 миллиардов рублей.

    При этом государственная аграрная лизинговая компания завезла в нашу страну 100 тысяч голов племенного скота. К сожалению, в девяностые годы отечественное племенное стадо было практически потеряно, и теперь приходится восстанавливать его за счет импорта. Инвесторы построили 197 новых ферм и других объектов, связанных с молочным животноводством. Аналитики считают, что прошло еще слишком мало времени, чтобы подводить итоги. Молочное скотоводство - самая инерционная отрасль сельского хозяйства. От рождения телочки до ее молока проходит 26 месяцев. Вложенные деньги принесут прирост производства в последующие годы.

    Однако первый вице-премьер правительства Виктор Зубков считает, невзирая на это, что темп развития молочной отрасли недостаточно велик. Сейчас он потребовал составить графики запуска объектов новых молочных инвестиционных проектов в этом году. Причем не только чисто технического завершения строительства, но и начала товарного производства на них.

    Молочной программе придается такое большое значение на государственном уровне потому, что молоко, по мнению ученых, это один из немногих продуктов, прямо влияющих на демографическую ситуацию в стране. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко уверен, что не менее 40 процентов белков ребенок должен получать именно из молочных продуктов. К тому же молочное производство создает большое количество новых рабочих мест по всей цепочке - от фермы до прилавка. А это в сложившейся на рынке труда ситуации едва ли не менее важный фактор, чем продовольственная безопасность.

    Поэтому с начала этого года государство берет на себя субсидирование 100 процентов ставки рефинансирования по любым кредитам, связанным с молочным скотоводством. И сейчас обсуждается вопрос о продлении инвестиционных кредитов в молочном животноводстве. Производители говорят, что смогут расплатиться без ущерба для молочных объемов в том случае, если отсрочка составит пять лет. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев говорит о пролонгации кредитов на три года. А в государственном аграрном банке осторожно соглашаются на шесть месяцев, в противном случае возможны проблемы с новыми кредитами в будущем. Видимо, просто не будет ресурсов, чтобы их выдавать.

    Но в принципе сама ситуация на рынке сигнализирует: нужно спасать положение. Закупочные цены сейчас не устраивают производителей молока. Один из крупнейших молочных инвесторов Татарии привел недавно такие данные: прямые затраты на производство литра молока на оборудованнии по последнему слову науки и техники составляют 6,2 рубля. А инвестиционная составляющая в себестоимости - более восьми рублей. Таким образом, только при цене более 15 рублей за литр предприятие в состоянии поддерживать производство и расплачиваться с банками.

    Однако закупочная цена в декабре прошлого года против всех правил пошла вниз - до 10-12 рублей за литр. Такого прежде никогда не было. Зимой в России производится в 1,8 раза меньше молока, чем в начале лета. Поэтому именно в это время цена достаточно высока. Эксперты говорят, что проблема - в снижении спроса покупателей на молочные продукты на 5 процентов за последние месяцы. Потребителей, очевидно, не устраивает розничная цена. И эта тенденция по цепочке бьет и по производителям сырого молока.

    С другой стороны, сыровары, например, говорят, что даже при цене в 10-12 рублей варить, например, сыр "Российский" им не выгодно. На один килограмм сыра уходит порядка 10 литров молока. А продать свой товар они не могут дороже 150 рублей. На рынке эту планку держит белорусский сыр. У соседей закупочные цены благодаря дотациям сельскому хозяйству не превышают 4-5 рублей за литр молока, поэтому и сыр дешев.

    Иными словами, многие российские предприятия переработки со всеми своими затратами просто не вписываются в рыночный диапазон. И ждут весны, когда молока будет много, и цена на него упадет.

    Их, правда, ожидает сюрприз. В этом году правительство начнет в начале мая закупочные интервенции на рынке сухого молока, чтобы поддержать цену в интересах сельского хозяйства. Поэтому падение закупочных цен может оказаться не столь значительным, как обычно.

    Для регулирования рынка Виктор Зубков склоняет союзы производителей сырого молока и переработчиков заключить на федеральном уровне соглашение, в котором оговаривались бы объемы поставки молока на год, а также формула справедливой цены, которая устанавливала бы стоимость молока на длительный период. Пока, правда, представители этих отраслевых союзов заключили лишь рамочное соглашение, в котором обязуются не ущемлять интересов друг друга. Однако первый вице-премьер убежден, что к 1 марта полноценный документ будет ими подписан. Причем на региональном уровне к подобным соглашениям подключится еще и третья сторона - местные власти, ответственные за снабжение населения продовольствием.

    При этом министр сельского хозяйства Алексей Гордеев считает, что главная проблема молочного рынка - взаимоотношения переработчиков не с поставщиками, а с торговыми сетями, которые, по его мнению, завышают всеми возможными способами свою долю в совокупном доходе от продажи молока. Виктор Зубков заявляет, что закон о торговле будет готов уже в этом году. Причем такой, что на рынке воцарится баланс интересов между всеми его участниками.

    Эксперты убеждены, что судьба инвестиций в молочное скотоводство во многом сейчас зависит именно от того, насколько правильно будет настроен рынок. Некоторые из них, правда, сомневаются в том, что этого можно добиться управлением "в ручном режиме". Однако масштабы государственной поддержки АПК в последние годы явно позволяют правительству жестко обозначать свою точку зрения на то, что такое баланс интересов.

    Поделиться