27.02.2009 02:40
    Поделиться

    В российском сельском хозяйстве началась модернизация аграрного производства

    региональные ресурсы

    Инвестиционная политика государства - явление долгосрочное и нацеленное на перспективу. Есть необходимые ресурсные возможности. По данным Института экономики РАН, по способам и условиям инвестирования российские регионы условно можно поделить на семь групп. В первую войдут регионы, где существует наиболее благоприятный инвестиционный климат. Безусловное достоинство таких краев и областей - высокий уровень нормативно-правового и социально-экономического развития. Вторую группу составляют субъекты Федерации с благоприятным инвестиционным климатом. Это ярко выраженные сырьевые регионы, где преобладает экспортная ориентация производства. К третьей группе можно отнести регионы с относительно потенциально благоприятным инвестиционным климатом. Там наблюдается большая степень хозяйственной освоенности территории и высокая емкость региональных рынков. В четвертую группу входят регионы с относительно удовлетворительно-благоприятным инвестиционным климатом. Но в них, по оценкам экспертов, наблюдается нестабильная политико-правовая обстановка. Нередко фиксируются случаи чиновничьего произвола и повышенная криминогенность. Пятую группу составляют сельскохозяйственные регионы, где отсутствует необходимое инфраструктурное обеспечение и слабо развиты формы кооперации производства. Шестую - регионы с относительно неблагоприятным инвестиционным климатом, в которых возможна реализация лишь отдельных инвестпроектов. Но для их осуществления необходимо наличие высокой степени риска инвестиционного характера. И, наконец, последняя, седьмая группа регионов - очевидно неблагоприятная для инвестиций. Там наиболее низкий уровень социально-экономического развития. Любая хозяйственно-экономическая деятельность связана со всевозможными рисками. А сам инвестиционный климат определяется в основном факторами внеэкономического характера.

    Аграрный комплекс

    В российском сельском хозяйстве началась модернизация аграрного производства. Масштабы затеянного позволяют говорить: такого в новейшей истории России еще не было.

    В прошлом году для реализации этой программы государством было выделено более 380 миллиардов рублей субсидированных кредитов.

    Кстати, модернизация уже приносит определенные результаты, к примеру, выросла (на 5%) производительность труда в сельхозхозяйствах. Но тем временем по-прежнему остаются проблемные места. Традиционно это производство молока. Показатели его прироста, по оценкам специалистов, могли быть значительно выше. Всего 1% в 2008 году по отношению к результатам предыдущего 2007 года. Да и вообще за последние несколько лет рост показателей в молочном скотоводстве не поднимался выше 5%. Прирост производства молока в сельхозорганизациях обеспечивается за счет роста продуктивности коров.

    Взаимоотношения переработчиков молока с его реализаторами - торговыми сетями - одна из болезненных тем "молочного" рынка.

    Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев считает, что продавцы завышают стоимость своей доли в совокупном доходе от продажи молока.

    Первый заместитель председателя правительства России Виктор Зубков на состоявшемся в Рязани Всероссийском совещании по вопросам развития молочного животноводства отметил, что в настоящее время в стране есть все условия для формирования цивилизованного рынка молока. "Ключевая задача сегодняшнего дня, - по мнению Зубкова, - наращивание объемов и повышение эффективности молочного производства". При решении данной задачи, считает первый вице-премьер, следует опираться на три позиции: производство, переработку и реализацию молока и молочных продуктов.

    До начала марта отраслевые союзы должны согласовать формулу цены и объемы закупок и подписать соответствующее соглашение.

    Энергетическая безопасность

    Какие перспективы развития у топливно-энергетического комплекса страны? Как выстраивать траекторию развития ТЭК и что делать с дешевым баррелем? Вопросы, что называется, на злобу дня. Экспортно-сырьевая направленность экономики себя исчерпала. На фоне кризисных тенденций в мировой и российской экономике, усугубляемых резким падением мировых цен на нефть, это утверждение стало очевидным. Между тем, учитывая опыт стран - членов ОПЕК, в России складываются все условия для развития углубленной переработки топливного сырья.

    Такая продукция на мировом рынке ценится намного дороже, чем нефтяное сырье, к тому же спрос на продукты переработки нефти традиционно стабильнее.

    Развитие "не сырьевой" тенденции в российским ТЭКе - это тренд последнего времени. Об этом размышляют участники научно-практических конференций и экономических форумов. А все потому, что эта тематика сверхактуальна не только для дальнейшего развития отдельных регионов, но и страны в целом. В условиях финансового кризиса странам нужно искать новые пути развития энергетики и укрепления энергетической безопасности. Это стабильная основа для дальнейшего поступательного развития. Так что комплексное развитие отечественного ТЭКа постепенно становится едва ли обратимой тенденцией. Одновременно антикризисной и, на долгосрочную перспективу, индустриальной. Вопросы перспектив развития топливно-энергетического комплекса России сейчас находят свое отражение в концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года, в рамках которой запланирована реализация ряда федеральных целевых программ, а также крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Но эффективная реализация структурных и масштабных преобразований в ТЭК, осуществляемых прежде всего на базе частно-государственного партнерства, возможна лишь при условии регулярного и активного взаимодействия госструктур и бизнес-сообщества.

    Деловой климат

    Сегодня не многие предприниматели - представители малого бизнеса могут рассчитывать на поддержку от государства. По некоторым данным, один из шестидесяти. И именно сегодня, в это сложное для экономики время, речь идет об увеличении господдержки почти в 10 раз. Каждый седьмой представитель бизнес-сообщества впредь будет рассчитывать на помощь от государства. В 2009 году на программу поддержки предпринимательства бюджетом выделено 10,5 млрд рублей. План по спасению малого бизнеса, предложенный минэкономразвития еще в прошлом году, предполагал в числе прочего варианты упрощенного подключением к энергосетям, долгосрочной аренды производственных площадей и их выкупа без конкурса. Сейчас в рамках антикризисной программы делается ставка на господдержку через банковский сектор путем выделения микрозаймов, поддержку гарантийных фондов, субсидирование ставок малому и среднему бизнесу. Еще есть гранты безработным и начинающим бизнесменам. С этого года субъектам Федерации уже не на словах, а на деле предоставлен ряд преференций. Они получили право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне с 15 до 5 процентов. Безусловно, действенным средством окажется и поддержка действующих микрофинансовых организаций через различные программы. А именно - субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, которые привлекают бизнес-структуры, а также выдача госгарантий по таким кредитам. Однако едва ли не главная проблема предпринимательства сегодня - невозможность задействовать альтернативные источники финансирования. Сегодня нелегко, а порою порой просто невозможно получить необходимые кредитные ресурсы для развития бизнеса. Особенное место в программе поддержки предпринимателей, к примеру, в Башкортостане занимает направление "микрозаймов". Необходимую сумму до одного миллиона рублей на срок не более одного года, которые позволят бизнесменам увеличить оборотные средства, теперь можно получить без проблем.

    Поделиться