В Торгово-промышленной палате России состоялось заседание Совета председателей комитетов ТПП РФ. Главное внимание на нем было уделено проблеме: что надо сделать, чтобы минимизировать потери при прохождении кризисной стадии в экономике страны.
Президент ТПП РФ Евгений Примаков подчеркнул особую ответственность предпринимательства в кризисный период. Докризисная политика российских финансовых властей привела к огромной внешней задолженности в размере более 500 млрд долларов, причем преобладающая часть внешних заемщиков - это государственные компании или компании с контрольным пакетом в руках государства. Нельзя допустить ни дефолта, ни покрытия кредитов и займов за счет обесценивающихся акций предприятий-должников, подчеркнул Евгений Примаков. Правительство России выделило 50 млрд долларов на покрытие внешнего корпоративного долга, но возможности у государства небезграничны. Сегодня крайне необходима личная ответственность руководства крупных банков и сырьевых компаний за выплату зарубежной задолженности.
Правительства многих стран требуют в ответ на финансовую поддержку компаний сокращения их издержек и повышения эффективности, напомнил Евгений Примаков. И нашим крупнейшим компаниям, и банкам есть здесь над чем поработать. Например, при одинаковых объемах продаж "Газпрома" и норвежской "Статойл" в "Газпроме" занято 300 тысяч человек, а в норвежской компании - 30 тысяч.
Кризис явно обострил необходимость перевода России на инновационные рельсы. Это вопрос принципиальный, от него зависит будущее любой страны, выходящей из кризиса.
Сегодня многие российские предприниматели обращаются за государственной помощью. Евгений Примаков считает, что следует подумать о месте торгово-промышленных палат в работе по выделению эффективных предприятий, поскольку вряд ли поможет госпомощь тем компаниям, которые обречены на банкротство в силу своей недееспособности.
В кризисных условиях важной стала проблема занятости населения. Необходимо обратить особое внимание на создание новых малых предприятий, дающих людям работу, обеспечить таким фирмам стартовые условия. Сегодня особую роль могут сыграть общественные работы, нацеленные не только на смягчение проблемы занятости, но и на решение злободневных вопросов: строительство дорог, мостов, полной газификации страны. В осуществлении этих задач должны принять участие и торгово-промышленные палаты.
В России рост платежеспособного спроса поддерживался главным образом не развитием отечественного производства, а импортом. Ввоз продовольствия из-за границы в 2000-2007 годах увеличился почти в 4 раза. Особое внимание сейчас необходимо уделить селу. Правительство пошло на беспрецедентное финансирование аграрно-промышленного комплекса, и следует жестко контролировать использование выделенных средств, считает Евгений Примаков. Но общая антикризисная линия не должна вести к экономической изоляции России. Нужно добиваться реального соотношения между принципиальным отказом от протекционизма и таможенной поддержкой российского производителя.
Тему ответственности предпринимателей развили в своих выступлениях участники обсуждения. Сегодня нет времени ожидать, когда придут деньги в реальный сектор и снизятся налоги; сегодня надо принимать ситуацию такой, какой она есть, и максимально активно работать в кризисных условиях, считает гендиректор ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак" Валерий Платонов, он же глава Комитета ТПП РФ по промышленному развитию. "Необходимо менять сам подход к проблеме, понять, что конкретно могут сделать малый и крупный бизнес, - заявил Платонов. - Опыт работы в кризисе уже появился, и его надо использовать".
Вместе с тем выступающие подчеркивали необходимость некоторой корректировки экономической практики в стране. В этом году должна быть принята доктрина продовольственной безопасности, напомнил глава Комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере, депутат Государственной думы РФ Виктор Семенов. Но добиться продовольственной безопасности совсем непросто. Он, в частности, остановился на проблеме газовых лимитов для села. Требования газового монополиста разрабатывать план посуточного потребления газа на пять лет вперед, тем более в сельском хозяйстве, где условия ведения бизнеса по определению во многом непредсказуемы, - это образец абсурда, утверждает Виктор Семенов. Не лучше ситуация и с электроснабжением. Предлагается разработать почасовые лимиты снабжения энергией на 5 лет. Не выбрал лимит - штраф; больше потребовалось энергии - штраф. Но как можно спрогнозировать почти с математической точностью потребление электроэнергии, например, для тепличного хозяйства, когда даже недельный прогноз погоды раз через раз бывает ошибочным? Необходимы "мягкие", рамочные договоры, считает Семенов.
Председатель Комитета по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, член Московской палаты адвокатов Наталия Фонарева продолжила тему, заявив, что "энергошантаж" - это типичное проявление монополизма в нашей экономике. Но куда более опасным сегодня может оказаться то, что в условиях кризиса у нас не снижаются цены. Во всем мире они снижаются, потому что так всегда бывает в кризисные времена, потому что потребление падает, а у нас они стремятся вверх, и монополисты оправдывают это… кризисом же. "Это грозная тенденция для экономики, которая как минимум может привести к тому, что из кризиса мы начнем выходить значительно позже, чем могли бы, - считает Наталия Фонарева. - Нужны серьезные законодательные решения. Нужно вносить изменения в антимонопольный Закон о защите конкуренции, который в сегодняшнем виде слаб и не может серьезно противостоять монополиям".
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, глава Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль говорил о нехватке инвестиций в "нефтянку". Именно поэтому в 2008 году добыча нефти упала на 3 млн тонн. По его оценкам, следовало бы в ближайшие пять лет несколько десятков млрд долларов ежегодно вкладывать в отрасль: "Очень плохо обстоят дела с геологоразведкой- мы плетемся далеко позади по сравнению с другими странами".
Нужно модернизировать нефтехимический комплекс, и никуда мы от этого не уйдем. "В США, импортирующих нефть, объем годовой продукции комплекса составляет в денежном выражении 630 млрд долларов, а у нас - 41 млрд", - подчеркнул Геннадий Шмаль. Трудно в отрасли работать малому бизнесу. "Малых" неохотно пускают и к "трубе"; предлагают вместо этого отдать активы более сильным и работать на них. Все потому, что в стране нет закона о трубопроводном транспорте. Вернее, проект закона есть, но он 10 лет пылится в Госдуме, и, допускает Геннадий Шмаль, может там пылиться еще неопределенно долго.
Председатель Комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса (АКК), профессор Александр Белоусов обратил внимание на следующий факт. АКК - естественная "среда обитания" инноваций, но последние решения не способствуют движению в нужном направлении: на 15 процентов в отрасли обрезано финансирование федеральной целевой программы по НИОКР, планируется очередное сокращение финансирования. Взамен предлагаются, в частности, госгарантии кредитов. Но авиационно-космическая отрасль имеет серьезнейшие материальные ресурсы, гарантировать возврат кредитов есть чем, и куда важнее было бы финансировать именно НИОКР, тем более, что инновационный путь развития и есть самый надежный путь выхода из кризиса и обеспечения достойного места России в посткризисном мире.
"До сих пор не удалось "продвинуть" поправки в соответствующий закон о признании рейдерства уголовно наказуемым деянием,- сказал председатель Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Госдумы Геннадий Гудков, - между тем нечестный передел собственности в стране набирает размах". Особое внимание следует обратить на вал контрафактной продукции; до суда доходит в год только 10-15 дел по "контрафакту". Нужно усовершенствовать законодательство и ужесточить наказания - только так можно переломить ситуацию. Следует принимать меры и для прекращения, как сказал Гудков, "тарифного беспредела". Существует немалое количество фирм, посредничающих в организации подключения объектов (от предприятия до частного дома) к энергосетям. Они часто принадлежат чиновникам, тем, кто официально и отвечает "за электричество" или "за газ". Эти люди быстро приспосабливаются использовать в своих интересах любое постановление и любой закон. Принятый закон о противодействии коррупции, по мнению Геннадия Гудкова, не сможет соответствовать возлагаемым на него ожиданиям уже потому, что нет полноценного и надежного механизма его реализации. Работа на названных "горячих" направлениях, по мнению Геннадия Гудкова, способна помочь не только предпринимательскому сообществу, желающему делать честный бизнес, но и всему обществу.