Если бы в России существовали народные школы, подобные школам самбы, существующим в Бразилии, то, наверное, раз в год на улицах Москвы или Санкт-Петербурга разворачивалось бы фантастическое зрелище.
Только представьте себе, как впереди красочной, яркой манифестации по Тверской или по Невскому движется группа персонажей русской литературной классики. Дюжина Раскольниковых, парочка Андреев Волконских, десяток Наташей Ростовых... И все они выступают в роскошных одеждах, в пышности перьев, в сверкании мишуры... А за ними следуют огромные автомобильные платформы, на которых развернуты декорации русских полей, где изображают конную атаку десятки казаков, или декорации Ялты, где гуляют дамы с собачками. Дальше в общем ритме идут, пританцовывая, бесконечные братья Карамазовы, Пьеры Безуховы, князья Мышкины, играющие на тамборинах, куиках, барабанах, хеко-хеко и агогос. И отовсюду несутся ритмы самбы, самбы, самбы.
"Что за фантасмагория!" - воскликнете вы. Однако по законам парадов школ самбы в карнавальном шествии может быть реализована любая фантазия. По улице Маркес де Сапукаи в Рио-де-Жанейро, где проходят карнавалы, волею бразильских хореографов вполне могут продефилировать герои произведений Толстого, Чехова, Достоевского и других гигантов русской литературы.Чтобы понять, почему во время карнавала в Рио-де-Жанейро нет запретов и ограничений на полет фантазии, нам нужно рассказать немного об истории этого праздника. Открытие Самбадрома (официально - "Пассарела до Самба") в 1984 году внесло значительные изменения в традиции и форму проведения парада школ самбы. Уже в конце 70-х годов прошлого века эту наиболее зрелищную часть карнавала стали называть не иначе как "самый большой спектакль в мире". Однако тогда размах действа был все же вынужден укладываться в берега улиц и авенид города. Поэтому каждая школа, участвовавшая в параде, больше заботилась о том, чтобы ее декорации не занимали много места, давая возможность танцорам и музыкантам показывать свое искусство. После 1984-го школам, чтобы полностью занять просторную площадь Самбадрома, нужно было все масштабное, огромное, величественное. Даже автоплатформы изменили свою конфигурацию - декорации на них стали выстраиваться вверх в расчете на высокие трибуны Самбадрома. Раньше они размещались понизу и строго горизонтально, чтобы не заслонять танцоров. Безусловно, эти новые требования повлияли не только на внешнюю сторону празднества, но и на его содержание. В стране начали создаваться так называемые "супершколы" самбы, полностью независимые от государства (старые школы самбы частично финансировались властями). С одной стороны, они стали более самостоятельными и смелыми в своих творческих исканиях, с другой - столкнулись с необходимостью находить партнеров и спонсоров, способных нести значительно возросшие расходы на участие в карнавальном параде. Впрочем, недостатка в желающих нет - не только частные предприятия, но и префектуры городов и власти штатов охотно помогают школам.
Несмотря на то, что первые школы самбы появились еще в XIX веке, не следует полагать, что подобная организация праздника существовала всегда. Только к концу 30-х годов прошлого столетия карнавал Рио начал приобретать черты своего нынешнего формата. Главной бедой было отсутствие постоянного места проведения карнавальных шествий. Даже после официального признания властями танцевальных парадов место для представления не было определено. Помогла традиция танцевальных вечеров на площади Онсе - стали проводить парады там. Потом, когда большая часть жителей Рио превратились в болельщиков и последователей различных школ самбы, парад стал проходить по всей протяженности проспекта Рио Бранко. Метаморфозы, случившиеся в последние годы с парадом школ самбы, сегодня воспринимаются многими как утрата традиций и национального духа. Другие считают их императивом прогресса. Но как бы то ни было, карнавал, зажигательный, яркий и темпераментный, остается зрелищем редкой красоты. Если вы когда-нибудь попадете на карнавал в Рио-де-Жанейро, помните наш совет, на что следует обратить внимание, дабы полнее насладиться зрелищем:
Ала дас Баянас - ансамбль из сотни женщин, одетых в характерные широкие юбки.
Батериа - группа ритмистов, которые играют на различных ударных инструментах, от самого маленького "тамборинс" до гиганских барабанов "сурдо".
Комиссао де френте - группа, которая открывает представление: группа танцоров, которые меняют облик и перевоплощаются во время всего парада, как на театральных подмостках.
Местре-сала и порта-бандейра - танцоры, представляющие флаг школы. Понятно, сюда отбирают лучших, да и хореография отличается оригинальностью.