Новости

03.03.2009 00:00
Рубрика: Экономика

Хорошая мина при плохой игре

Эффект "губной помады" поможет салонам красоты пережить кризис

В трудные времена потребители отказываются от крупных покупок, а жажду потребления утоляют за счет приобретения приятных мелочей. Поэтому в кризис на фоне общего падения спроса продажи косметики продолжают расти. Эта закономерность называется "эффектом губной помады". И благодаря этому эффекту большинство женщин отказываются сокращать свои расходы на услуги салонов красоты. По данным компании Sally Beauty (американский косметический ритейл-бренд), 56% женщин "ни за что не откажутся от походов к парикмахеру даже в сложных финансовых условиях".

В свою очередь британские эксперты отмечают весьма любопытный факт: англичанки перекрашиваются в блондинок в попытке справиться с последствиями экономической рецессии в стране. По словам звездного парикмахера Эндрю Бартона, эксперта по уходу за волосами, объемы продаж его светлой краски для волос и сопутствующей продукции выросли на 67% относительно аналогичного периода прошлого года, цитирует известного стилиста газета Telegraph. Клиентки Бартона в один голос утверждают, что изменение цвета волос служит отличным противоядием от последствий кризиса.

Российские женщины тоже не собираются сокращать свои расходы на красоту. Опрос, проведенный исследовательским центром портала SuperJob.ru, показал, что россияне скорее будут экономить на продуктах питания, одежде, развлечениях и даже вредных привычках, чем пропустят очередную укладку или сеанс в солярии. Согласно опросу только 2% наших сограждан готовы отказаться от походов в спа-центры и салоны красоты.

Это неудивительно, говорят эксперты, сегодня тратить десятки тысяч рублей в пафосных клубах, совершать дорогостоящие путешествия и покупки вещей премиум-класса из последних коллекций нерентабельно, однако вложения в собственное образование и здоровье во все времена были самым ликвидным активом. Услуги салонов красоты, так же как и услуги медицинского характера, относятся к числу необходимых, поэтому сильного сокращения спроса в beauty-сегменте не ожидается.

Кроме того, как отмечает Светлана Топал, эксперт компании "Астарта престиж", несмотря на то, что эта статья расходов на первый взгляд должна в наибольшей степени попасть под сокращение потребителей, опыт кризиса 1998 года показывает, что эффект "губной помады" работает. Несмотря на то что сегодня люди вынуждены отказывать себе в крупных покупках и тратах, потребность отвлечься и побаловать себя приводит к росту спроса на косметику и услуги салонов красоты. Помимо этого в последнее время иметь ухоженный вид стало важно для имиджа. Поэтому салоны красоты превратились в неотъемлемую часть городской инфраструктуры, говорит эксперт.

Действительно, до последнего момента сфера красоты могла похвастаться внушительными успехами в развитии. По данным маркетингового агентства Webbolt, объем мирового рынка профессиональных парикмахерских и косметических услуг в 2008 году составил $150 миллиардов в год.

В нашей стране, по данным Росстата, к началу прошлого года работало около 30 000 зарегистрированных парикмахерских и салонов красоты. В минувшее благополучное десятилетие диктат "модельных стандартов", подкрепленный телевидением и глянцем, привел к тому, что россиянки в массовом порядке озадачились татуажем, коррекцией фигуры, омоложением и т. д. Среди постоянных посетителей салонов появились и мужчины, озабоченные борьбой с выпадением волос, избыточным весом и синдромом хронической усталости.

К 2008 году рост спроса на услуги соляриев и косметических кабинетов привел к тому, что каждый квадратный метр их площади стал приносить втрое больше дохода, чем в классической парикмахерской. Как утверждают эксперты, ежегодный темп роста этого рынка составлял около 30%. Только в Москве в этой области, по оценкам аналитиков, крутилось около $220 миллионов в месяц, а в Санкт-Петербурге порядка $90 миллионов.В этом году таких денег салонам не заработать: они уже ощущают падение спроса, снижение объема выручки и прибыли.

"Снизилась посещаемость, выручка предприятий упала на 20-45%, в некоторых салонах средний чек упал на 30-50%. Прибыль многих предприятий подходит к нулевой отметке. В частности, наблюдаются случаи повышения закупочных цен на ряд косметических линий, причем на 40% и более, что существенно снижает прибыль салонов красоты", - говорит Михаил Кузнецов, президент Академии и Индустрии Красоты.

Тем не менее, по данным экспертов, с начала года заметно выросло число желающих овладеть профессией стилиста, парикмахера или косметолога. И это несмотря на то, что на рынке труда обозначился их переизбыток. Как утверждает Михаил Кузнецов, первыми покинули насиженные места администраторы салонов, массажисты, специалисты по эпиляции и косметологи. А вот специалисты по маникюру и стилисты-парикмахеры пока держатся.

Чтобы удержаться на плаву, Михаил Кузнецов советует руководителям салонов красоты обратить особое внимание на построение более тесных отношений со своими клиентами и более детально проработать экономические показатели своего предприятия - сбалансировать статьи расходов в соответствии с ценовой политикой. Иначе клиенты станут заниматься собственной внешностью самостоятельно.

Кстати

По данным маркетинговой компании NPD, в 2008 году товарооборот на американском рынке престижной косметики снизился впервые за 10 лет. В минувшем году продажи дорогой косметики составили $8,4 млрд, что на 3,3% меньше, чем в 2007 году.

На ключевых европейских рынках продажи дорогих средств упали менее чем на 1% Что касается развивающихся рынков, то в Китае продажи престижной косметики выросли в 2008 году на 17,2%, в Мексике - на 9,2%.

А по данным исследовательской компании Mintel, лучше всего выдержат рецессию омолаживающая косметическая продукция. Так, с 2006 по 2008 год ее продажи в США выросли на 13%, до $1,6 млрд, обогнав общие продажи обычных средств по уходу за кожей, которые в аналогичный период выросли на 11%.

Экономика Товары и цены Экономика Бизнес Кризис в отраслях и регионах Бизнес - Главное