03.03.2009 01:00
    Поделиться

    Русская балерина Евгения Федорова покорила бразильцев своим талантом

    Россия-Бразилия: Русские корни бразильского балета

    Евгения Фёдорова (1923-2007) преподавала нескольким поколениям бразильских танцоров. В августе 1954 года она приехала в страну, когда Бразилия оплакивала смерть своего президента Жетулио Варгаса, и начала готовить сотни молодых бразильских танцоров.

    - К своим урокам она всегда подходила творчески, преподавая не только технику балета. На занятиях она говорила о литературе, музыке, искусстве, - рассказывает Изолина Рабелло, которая училась у "Доны Жэнии" с детства и стала преподователем в школе танца и личным помощником русской балерины.
    Евгения Фёдорова приехала в Бразилию по приглашению хореографа Далал Ашкар, которая хотела создать в Рио-де-Жанейро школу балета. Солистка Киевского Государственного театра оперы и балета, она получила образование хореографа и педагога в Советском Союзе, и после Второй мировой войны танцевала в разных странах Европы. А музыкальность бразильцев ее сразу воодушевила.

    Вклад в искусство этой хрупкой женщины трудно переоценить, достаточно сказать, что она была первым хореографом в Латинской Америке, которая поставила такие шедревы классического балета, как "Лебединое озеро" и "Баядерка". Под ее руководством были поставлены также опера-балет "Золотой петушок" Римского-Корсакова, и "Открытие Бразилии" Вилла-Лобоса. После смерти Евгении Фёдоровой ее именем была названа одна из улиц Рио-де-Жанейро.

    - Дона Евгения была новатором и не боялась посягать на священные русские каноны преподавания балета, - говорит Роберто де Оливейра, хореограф, танцор и ученик Фёдоровой с 6 лет. - Например, она отменила "женские" и "мужские" элементы танца. И танцоры, и танцовщицы учились выполнять всю гамму движений, что отличало от того, что проповедовала русская школа балета. Роберто де Оливейра со своей труппой современного балета "Де Анима" занимает сегодня здание академии, основанной Евгенией в районе Копакабана. А неподалеку, на улице Санта Клара, она основала Фонд бразильского балета, где осваивали искусство танца профессионалы и ученики высших классов.

    Русская ДНК бразильской хореографии

    Евгения Фёдорова считалась мастером не только в Рио-де Жанейро, но и во всей Бразилии. Вместе с Марила Гремо, Ниной Вершининой, Татьяной Лесковой и Жулианой Янакиевой она образовала команду хореографов, которая вписала новые направления в теорию и практику танца в Латинской Америке. Благодаря им современные поколения артистов национального балета обладают ДНК хореографической информации. Евгения Фёдорова приехала в Бразилию в 1954 году, чтобы преподавать в городе Рио-де-Жанейро. В 1959 году, впервые на континенте, она представила полную версию балета "Лебединое озеро". В этом спектакле пришла первая слава к дуэту Берты Розановой и Алдо Лотуфо. В 1961 году Евгения Фёдорова создала Фонд бразильского балета, открывшего многие таланты.

    Поделиться