03.03.2009 07:00
    Поделиться

    Желающим получить государственные деньги придется нелегко

    С 1 марта вступили в силу поправки в закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые заставят желающих получить госзаказ приложить немалые усилия, а заказчиков внимательней относиться к государственным деньгам.

    Претендентов на государственные деньги и ранее было немало, однако сегодня, когда в стране достаточно сложная финансовая ситуация, государственный заказ становится едва ли не единственным залогом стабильности и условием выживания бизнеса. Получить госзаказ означает сохранить производство и рабочие места, обеспечить людям нормальную зарплату. Кстати, сумма в этом году на кон поставлена не маленькая, объем федеральных, региональных и муниципальных закупок, по данным ФАС превысит 4 триллиона рублей.

    Поэтому и ставки для участников в конкурсе повышаются. Согласно новым изменениям существенно расширяется перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Отныне конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса.

    При этом сроки сопоставления и рассмотрения заявок при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт, начальная (максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей, увеличивается с 10 дней до 30 дней.

    Все это означает, считают эксперты, что государство, наконец, решило уделить внимание не только цене, но и качеству закупаемых товаров или оказываемых услуг.

    Кроме того, оно будет более тщательно проверять желающих получить крупный заказ.

    Внимательнее заказчики будут относиться не только к крупному заказу, но и к мелкому. Теперь у них есть полное право при запросе котировок требовать от участника подтверждения факта отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков. Ранее такое требование заказчик мог устанавливать только для участников конкурсов или аукционов.

    Новые поправки ужесточают требования не только к участникам, но и к заказчикам. В частности, на единую комиссию распространены положения законодательства о конкурсной, об аукционной и о котировочной комиссиях и о членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий. Тем самым закрыта "лазейка" ухода от ответственности по Кодексу об административных правонарушениях РФ по формальному признаку (в нем единая комиссия не упоминается).

    Еще одним важным новшеством эксперты считают введение определения, что необходимо понимать под одноименными товарами. Ранее в этом вопросе не было единого подхода. Теперь до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере госзаказа, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

    Есть и изменения, касающиеся физических лиц, для них уточнен порядок снижения цены контракта с физическим лицом на сумму налоговых платежей. Исключение из этого правила сделано только для индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой.

    Как рассказал "РБГ" Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок Тендеры.ру, действующий закон о размещении государственного и муниципального заказа с самого начала содержал ряд новаций, компромиссов и, к сожалению, недоработок. По этой причине за два года действия закона в него вносили изменения уже добрый десяток раз. При этом, отметил эксперт, в настоящее время на рассмотрении комитетов Государственной Думы находится несколько законопроектов, предусматривающих дальнейшее изменение системы государственных закупок.

    Последние три блока поправок были приняты накануне новогодних праздников, первый вступил в силу с момента принятия, остальные заработают с 1 марта и 1 июня 2009 г.

    Первый блок поправок устранял ряд недочетов в законодательстве, выявленных правоприменительной практикой, а также был направлен на поддержку отечественных товаропроизводителей. Так, в случае использования товарного знака иностранной продукции заказчик должен не только допустить возможность предложения эквивалента, но и указать товарный знак такого эквивалента российского производства.

    Более того, принятый во исполнение закона приказ министерства экономики ввел 15-процентную преференцию по ряду товарных позиций для участников торгов, предлагающих российскую продукцию. Однако следует отметить, что указанные нормы написаны довольно обще, а местами - противоречиво, поэтому для их эффективного использования потребуются как минимум дополнительные разъяснения и, вероятно, уточнения законодательства, считает эксперт.

    Второй блок, вступающий в силу в марте, уточняет правила проведения основных процедур размещения заказа - конкурса, аукциона и запроса котировок. Серьезно изменились и требования к оформлению заявок, подаваемых участниками торгов. Не секрет, что было немало случаев отклонения заявок поставщиков под формальным предлогом (не так прошиты документы, не там стоят номера страниц и так далее). Теперь заказчик лишен возможности придумывать свои требования, они установлены в законе, говорит Кирилл Кузнецов. Специальные правила устанавливаются для отдельных категорий закупок, таких как поисковые научно-исследовательские работы и поставка лекарственных средств для федеральных нужд.

    Третий, июньский, блок радикально поменяет процедуру проведения электронных аукционов и направлен на то, чтобы они стали основной процедурой госзакупок.

    Поделиться